Закономерности ощущений. виды и свойства ощущений

Адаптация

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Разновидности адаптации:

1) Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя;

В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.

Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т.е. наступает полная адаптация.

2) ппритупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя;

Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого температурным раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3) повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях.

Восприятие, его виды и свойства

Восприятие

это психический процесс отражения
предметов и явлений действительности
в совокупности их различных свойств и
частей при непосредственном их воздействии
на органы чувств.

В
отличие от ощущений, которые присущи
всем жи­вым существам, имеющим нервную
систему, способно­стью воспринимать
мир в виде образов обладает только
человек и высшие животные. Этот процесс,
характерный для восприятия, называется
объективацией.

Если
результатом ощущения является некоторое
чув­ство (например, ощущение яркости,
громкости, соле­ного, равновесия и
т.д.), то в итоге восприятия склады­вается
образ, включающий целый комплекс
различных взаимосвязанных ощущений.
Образ, складывающийся в процессе
восприятия, пред­полагает взаимодействие
нескольких анализаторов. В за­висимости
от того, какой из них работает активнее,
раз­личают и виды восприятия: зрительное,
слуховое, ося­зательное восприятие.

Восприятия
подразделяют также и на другие виды.

В
зависимости от целей:
преднамеренные
и непред­намеренные восприятия.

В
зависимости от степени организации:
организован­ные
(наблюдения) и неорганизованные
восприятия.

В
зависимости от формы отражения:

— восприятие
пространства — это восприятие формы,
величины, объемности объектов, расстояний
между ними, их взаимного расположения,
удаленности и направления, в котором
они находятся;

— восприятие
времени — это отражение длительности,
скорости протекания и последовательности
явлений;

— восприятие
движения — это отражение во времени
изменений положения объектов или самого
наблюдателя в пространстве.

Свойства
восприятия:

Избирательность
восприятия

способность человека воспринимать лишь
те предметы, которые представляют для
него интерес.

Предметность
восприятия

проявляется в том, что объект воспринимается
нами именно как обособленный в пространстве
и времени.

Апперцепция

зависимость восприятия от прежнего
опыта человека.

Осмысленность
восприятия

показывает, что вос­принимаемые
человеком предметы имеют для него
опре­деленный жизненный смысл.

Константность
восприятия —
относительное
посто­янство или независимость образа
предмета от меняющихся условий восприятия
(расстояния, ракурса, освещенно­сти
и т.д.).

Целостность
восприятия

выражается в том, что образы отражаемых
предметов выступают в сознании человека
в совокупности многих их качеств, даже
если отдельные из них в данный момент
не ощущаются.

Нарушения
восприятия:

Гиперстезия

повышенная чувствительность к обыч­ным
внешним раздражителям.
• Гипостезия

явление, обратное гиперстезии, то есть
( ми кенная чувствительность.

Агнозия

нарушение узнавания предметов при
яс­ном сознании и сохранении или
незначительном сниже­нии чувствительности.

Галлюцинации
восприятия,
возникающие без нали­чия реальных
объектов (видения, призраки, мнимые
зву­ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации
следует отличать от иллюзий, то есть
ошибочных восприятий реальных пред­метов
и явлений.

15.Понятие о восприятии. Классификация видов восприятия.

Восприятие —
это отраженные в коре головного мозга
предметы и явления окружающего мира,
которые в данный момент действуют на
анализаторы человека.
Виды
восприятия
Рассмотрим
две существующие классификации.
1.
Основана на неравноценном участии
отдельных анализаторов в процессе
восприятия, т.е. вид восприятия определяется
по тому анализатору, который наиболее
значим. Чаще всего выделяются такие
виды, как зрительное, слуховое,
осязательное. Иногда сразу несколько
анализаторов занимают ведущее место.
2.
В основе классификации лежит объект
восприятия. Выделяются следующие
виды:
1) восприятие предметов;
2)
восприятие отношений;
3) восприятие
движений;
4) восприятие пространства;
5)
восприятие времени;
6) восприятие
человека.
Рассмотрим подробнее
особенности восприятия времени. Время
объективно измеряется в секундах,
минутах, часах, сутках и т. д.
Однако
субъективно каждый человек воспринимает
время по-разному. Если человек чем-то
увлечен, ему интересно, то и время летит
незаметно. Находясь в состоянии страха
или подавленности, человек часто склонен
переоценивать время. Однако не все так
однозначно. Например, французский
спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в
пропасти Скарассон на глубине 135 м в
пещере, где отсутствовал какой-либо
свет и не было никаких указателей
времени.
Когда прошло более 40 суток,
ему казалось, что он находится в изоляции
всего 25 дней.
Когда закончилось
добровольное заточение и друзья пришли
за ученым, то он сказал: «Если бы я знал,
что конец так близок, я бы давно съел
оставшиеся помидоры и фрукты».
Субъективное
ускорение времени отмечали и другие
исследователи пещер.
Парадокс такого
явления заключается в его противоречии
основному психологическому закону
восприятия времени — время недооценивается,
если оно заполнено интересной
деятельностью, и переоценивается, если
связано с ожиданием, скукой.
Некоторые
профессии требуют умения точно оценивать
время (летчики, парашютисты, космонавты
и т. д.).
С представителями этих профессий
проводятся специальные тренировки, на
которых обучают сохранять правильное
чувство времени.
Пространство является
неотъемлемой частью самого человека.
Если другой человек вторгается в личное
пространства, то при этом может нарушаться
процесс общения (см. тему «Общение»).
Для
человека очень важна и система организации
пространства. Так, американского
психолога Э. Холла пригласили для
выяснения причин возникающих разногласий
в филиалах американских фирм, находящихся
в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах
работали местные сотрудники и специалисты
из США.
Оказалось, что все дело в двери.
Американцы привыкли работать в больших
общих помещениях при открытых дверях.
Таким образом создается ощущение, что
все делают сообща одно общее дело. Однако
согласно немецким традициям каждое
помещение должно иметь надежные двери.
Дверь, распахнутая настежь, — свидетельство
полного беспорядка.

Понятие о восприятии и его физиологические механизмы. Виды восприятия. Закономерности восприятия.

Восприятие
дает целостный образ предмета или
явления. Оно предполагает наличие
разнообразных ощущений и протекает
вместе с ощущениями, но не может быть
сведено к их сумме. Выделяется четыре
операции, или четыре уровня, перцептивного
действия: обнаружение, различение,
индентификация и опознание. Первые два
относятся к перцептивным, последние –
к опознавательным действиям. Обнаружение
– исходная фаза развития любого
сенсорного процесса. На этой стадии
субъект может ответить лишь на простой
вопрос, есть ли стимул. Различение,
или собственно восприятие. Конечный
результат ее – формирование перцептивного
образа эталона. Для опознания обязательны
сличение и идентификация. Идентификация
есть отождествление непосредственно
воспринимаемого объекта с образом,
хранящимся в памяти, или отождествление
двух одновременно воспринимаемых
объектов. Опознание
включает также категоризацию (отнесение
объекта к определенному классу объектов,
воспринимавшихся ранее) и извлечение
соответствующего эталона из памяти. В
зависимости оттого, в какой степени
целенаправленна будет деятельность
личности, восприятие разделяют на
непреднамеренное (непроизвольное) и
преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть
вызвано как особенностями окружающих
предметов (их яркостью, необычностью),
так и соответствием этих предметов
интересам личности. В непреднамеренном
восприятии нет заранее поставленной
цели. Отсутствует в нем и волевая
активность, почему оно и называется
непроизвольным. Преднамеренное восприятие
с самого начала регулируется задачей
– воспринимать тот или иной предмет
или явление, ознакомиться с ним. Наблюдение
– это произвольное планомерное
восприятие, которое осуществляется с
определенной, ясно осознанной целью с
помощью произвольного внимания.
Важнейшими требованиями, которым должно
удовлетворять наблюдение, являются
ясность задачи наблюдателя и планомерность
и систематичность ведения. Свойства
восприятия:

1. Целостность,
т.е. восприятие есть всегда целостный
образ предмета. Однако способность
целостного зрительного восприятия
предметов не является врожденной. Таким
образом, восприятие формируется в
процессе практики, т.е. восприятие –
система перцептивных действий, которыми
надо овладеть.

2. Константность
восприятия- благодаря ей мы воспринимаем
окружающие предметы как относительно
постоянные по форме, цвету, величине и
т.п. Источником константности восприятия
являются активные действия перцептивной
системы (системы анализаторов,
обеспечивающих акт восприятия).
Константность восприятия – не врожденное
свойство, а приобретенное.

3. Структурность
восприятия – восприятие не является
простой суммой ощущений. Мы воспринимаем
фактически абстрагированную из этих
ощущений обобщенную структуру.

4. Осмысленность
восприятия – восприятие тесно связано
с мышлением, с пониманием сущности
предметов.

5. Избирательность
восприятия – проявляется в преимущественном
выделении одних объектов по сравнению
с другими.

Сенсибилизация

Как уже было сказано выше, существуют способы повысить чувствительность органов в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Этот способ получил название сенсибилизация. По типу сенсибилизации А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности:

  1. Первая сторона зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому носит длительный, постоянный характер. Возраст субъекта связан с изменением чувствительности и достигает максимума к 20-30 годам, чтобы потом постепенно снижаться;
  2. Вторая сторона носит временный характер и зависит от физиологических и психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Сенсибилизация, адаптация, синестезия относятся к качественным характеристикам ощущений и непосредственно связаны с изменениями чувствительности. Опытные дегустаторы являются примером сенсибилизации, проводя сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыканты, которые различают на слух относительную длительность нот. Для работников промышленных цехов, наоборот, характерна десенсибилизация, где высокий уровень шума приводит к ухудшению зрения. При угнетении или отсутствии различных видов ощущений возникает компенсаторная сенсибилизация. Этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов, например, улучшение слуха в темноте.

Сенсибилизация, как показывают исследования, зависит от факторов:

  • Возраст;
  • Тип нервной системы. К ней предрасположены люди со слабой нервной системой, люди, не обладающие выносливостью и устойчивостью;
  • Эндокринный баланс организма.

Свойства ощущений, влияющие на формирование свидетельских показаний

Адаптация –
повышение или понижение чувствительности
анализаторов в результате непрерывного
или длительного воздействия раздражителей.
Различают позитивную и негативную
адаптацию.

Явление контраста
состоит в том, что слабые раздражители
увеличивают чувствительность к другим
одновременно действующим раздражителям,
а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений.
Нижний порог
ощущений –
та минимальная величина или сила
раздражения, которая способна вызвать
ощущение. Чем меньше величина этого
порога, тем выше чувствительность
данного анализатора.

Верхний порог
ощущений –
та максимальная величина раздражителя,
сверх которой это раздражение перестает
ощущаться. На величину абсолютного
порога может влиять характер деятельности
человека, его функциональное состояние,
сила и длительность раздражения и др.

Разностный порог
ощущений
(порог различения) – та минимальная
разница в интенсивности двух однородных
раздражителей, которую человек способен
ощутить. Для того чтобы эту разницу
ощутить, необходимо, чтобы она достигла
определенной величины. Чем меньше
величина разностного порога, тем выше
дифференцированная способность данного
анализатора различать раздражения18.

Сенсибилизация
– повышение
или понижение чувствительности
анализаторов под влиянием одновременной
деятельности других анализаторов.
Например, ощущение ритма способствует
усилению мышечно-двигательной активности.
Общая закономерность подобных явлений
состоит в том, что слабые раздражители
одной анализаторской системы повышают
чувствительность других анализаторов
при взаимодействии ощущений, а сильные
– понижают её. Например, экспериментально
доказано, что слабые вкусовые ощущения
(особенно кислого) повышают зрительную
чувствительность19.

В процессе
взаимодействия ощущений под влиянием
одного раздражителя могут появляться
ощущения иной модальности, характерные
для другого раздражителя, не воздействующего
в данный момент на анализатор.

Синестезия –
способность раздражителя, адресованного
предназначенному для него органу чувств,
вызывать необычное ощущение в другом
органе чувств. Например, при восприятии
музыки у некоторых людей могут возникать
зрительные ощущения. Этот эффект
закреплен в таких словосочетаниях, как
«сладкий звук», «теплый (холодный) цвет»,
«острый вкус» и.д.

Последовательные
образы

это продолжение ощущения, когда действие
раздражителя уже прекратилось. При
длительном воздействии на анализатор
раздражитель продолжает ощущаться даже
после того, как прекратил свое действие.
Какое-то время человек его еще “видит”,
“слышит” и т.д. Например, после выхода
из вагона метро нам несколько секунд
кажется, что мы еще движемся в поезде.
Любое ощущение – это процесс взаимодействия
организма со средой, в финале которого
формируется впечатление о каком- либо
свойстве этой среды. Это впечатление
называется сенсорным
образом

(ощущение горячего и холодного, тяжелого
и легкого, сладкого и горького, и т.д.)

Измерение ощущений
– это область интересов специального
раздела психологической науки –
психофизики.

Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия.

Понятие
о восприятии.

Сенсорно-перцептивный
уровень, чувственная ступень познания.

Непосредственное
отражение.

Целостное
отражение предметов и явлений.

Более
высокая ступень в пределах чувственного
познания.

Происходит
переход от отражения отдельных
характеристик к отражению их совокупности.

Включает
в себя ощущения и основывается на них.

При
восприятии происхидит синтез отдельных
ощущений.

Восприятие
= комплекс ощущений, комбинация
взаимосвязанных между собой ощущений.

Воображение
не сводится к сумме ощущений. Это
качественно новая ступень познания:


соотнесенность целостного образа с
предметом.

Более
сложный познавательный процесс:

  • Участвует
    опыт.

  • Участвует
    мышление (особенно в затруднительных
    случаях (пример: относительность
    движения). Происходит поиск, выделение
    главных существенных характеристик/признаков
    -> отнесение к какой-либо категории.
    * имеет место рассуждение. * наблюдение
    – думающее восприятие (произвольный
    осмысленный процесс)).

  • Память
    (в памяти происходит поиск аналогичного
    воспринимаемому предмета -> происходит
    узнавании предмета).

  • Перцептивные
    операции/действия.

Активность.
Определенная работа (проявляется в
моторике – глаз бегает; слуховые –
вытягиваем шею, настраиваем ухо (при
помехах); речь – что-то проговариваем;
музыка – внутреннее пропевание).

Моторный
компонент.

В
процессе моторики происходит выделение
главных характеристик (за счет активного
исследования предмета).

Виды
восприятия.

    1. По
      преобладающей роли анализатора.

А)

  1. Зрительное.

  2. Слуховое.

  1. Осязательное.

  2. Обонятельное.

  3. Вкусовое.

  4. Двигательное
    и т.д.

Б)
Сложные виды восприятий – сочетание
работы разных анализаторов.

    1. По
      степени произвольных усилий в процессе
      восприятия.

  1. Произвольное
    (пр: наблюдение).

  2. Непроизвольное.

    1. По
      особенностям воспринимаемого объекта.

  1. Восприятие
    речи (устное, письменное).

  2. Музыки.

  3. Предметов.

  4. социальная
    перцепция (восприятие человека
    человеком).

    1. По
      формам существования материи.

  1. Восприятие
    разных пространственных характеристик
    (некоторые или все анализаторы +
    умозаключение (форма, величина,
    удаленность, и т.д.)).

  2. Восприятие
    движения (скорость, направление движения,
    и т.д.).

  3. Восприятие
    времени (протяженность процесса (пр:
    что-то долго или коротко давит на руку)).

    1. По
      продолжительности.

  1. Симультанное
    (одномоментное).

  2. Сукцессивное
    (продолжительное, последовательное,
    развернутое по времени).

Примеры:
зрительное – узнавание быстрое или
медленное.

Осязательное
– длительное.

Физиологические
основы восприятия.

  1. Работа
    анализаторов.

  2. Временные
    нервные связи
    ,
    который образуются в коре БП при
    воздействии комплексного раздражителя
    (предметов и явлений окружающего мира).

В
мозговом конце анализатора 
анализ и синтез воздействий комплексного
раздражителя.

Анализ

выделение предмета из фона.

 осуществляется
синтез (отдельные свойства 
целостный образ).

Без
анализа невозможно осмысленное
восприятие.

Синтез

объединение звуков в слова, и т.д.

Основа
синтеза – установление временных
связей.

Нервные
связи:

  • внутрианализаторные
    (в анализаторном центре; в пределах
    одного анализатора);

  • межанализаторные
    (на основании опыта; в пределах разных
    анализаторов);

 объединение
отдельных элементов в целостный образ

При
воздействии комплексного раздражителя
одной модальности 
внутрианализаторные связи (пр: мелодия).

Комплексный
раздражитель 
на разные анализаторы 
межанализаторные связи (пр: лекция,
лимон) 
вохникают ассоциации + доюавляется
слуховой образ слова.

При
построении целостного образа возникает
внутрианализаторные и межанализаторные
связи.

  1. II
    блок
    мозга
    .

Вторичные
зоны

целостные образы (частично работают
первичные зоны – блики. Отдельные
звуки). Слияние элементов в образы.

Третичные
зоны

связываются мозговые концы разных
анализаторов (взаимодействие анализаторов

целостность восприятия).

  1. III
    блок мозга

    регуляция восприятия.

  2. Вторая
    сигнальная система
    (по
    Павлову) – речь. Придает определенную
    направленность процессу восприятия.

Восприятием
модно манипулировать, управлять.

Установка
влияет на восприятие (пр: 1 портрет =
ученый/преступник 
выделение разных черт).

  1. Рефлекторные
    системы
    /механизмы.

  • ориентировочный
    рефлекс (на новизну);

  • рефлексы
    на комплексные раздражители (пр: рефлекс
    на сочетание звука и света);

  • рефлексы
    на отношения – реакция не на отдельные
    воздействия, а на соотношения между
    предметами (пр: опыт с курицами и
    приклеенными зернами).

Виды ощущений (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные).

Поскольку ощущения
возникают в результате воздействия
определенного раздражителя на
соот­ветствующий рецептор, классификация
ощущений исходит из свойств раздражителей,
которые их вызывают, и рецепторов, на
которые воздействуют эти раздражители.
По характеру отражения и месту расположения
рецепторов принято делить ощущения на
три группы: 1) экстероцептивные,
отражающие свойства предме­тов и
явлений внешней среды и имеющие рецепторы
на поверх­ности тела; 2) интероцептивные,
имеющие рецепторы, располо­женные во
внутренних органах и тканях тела и
отражающие состояние внутренних органов;
3) проприоцептивные,
рецепторы которых расположены в мышцах
и связках; они дают информа­цию о
движении и положении нашего тела.
Подкласс проприоцепции, представляющий
собой чувствительность к движению,
называется также кинестезией, а
соответствующие рецепторы -кинестезическими
или кинестетическими.

С точки зрения
данных современной науки принятое
раз­деление ощущений на внешние
(экстероцепторы) и внутренние
(интероцепторы) недостаточно. Некоторые
виды ощущений мож­но считать
внешне-внутренними. К ним относятся
температурные и болевые, вкусовые и
вибрационные, мышечно-суставные и
статико-динамические.

Закономерности ощущений

Мы даже не задумываемся о том, насколько важны в нашей жизни ощущения. Человек воспринимает мир своими сенсорными системами, познает его и изучает, мы мыслим нашими ощущениями, каждая мысль порождается именно ими.

Вопреки тому, что сенситивный мир кажется нам безграничным и неосязаемым, у ощущений все же есть свои закономерности. Ученым удалось обуздать даже мир чувств.

Закономерности

Есть шесть основных закономерностей ощущений:

  • порог чувствительности;
  • адаптация;
  • контраст;
  • взаимодействие;
  • сенсибилизация;
  • синестезия.

1. Порог чувствительности

– это опровержение того факта, который гласит – чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущения. На самом деле, в какой-то момент мы вообще перестаем воспринимать раздражители, когда они особо сильны. Так, человек не слышит звук выше 20 тыс. Герц.

У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя.

Главная закономерность ощущений в психологии заключается в том, что у каждого из нас чувствительность индивидуальна.

2. Адаптация

– это процесс, когда ощущение от раздражителя меняется, под воздействием его постоянного влияния на рецептор. Лучший пример – это вхождение в реку. Сначала вода кажется холодной (потому что она холоднее воздуха), а потом уже – теплой.

3. Контраст

– изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. И пример этому виду закономерности ощущений: посмотрите на одну и ту же фигуру на фоне черного цвета, и без фона. На черном, она кажется светлее, а без черного – темнее.

4. Взаимодействие

– это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса, у человека повышается зрение.

5. Сенсибилизация

– это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.

6. Синестезия

– это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям.

Сенсибилизация и синестезия

Сенсибилизация ощущений означает повышение чувствительности вследствие выполнения упражнений

Добиться этого можно концентрируя внимание на определенном раздражителе, задавая себе установку

Слепые люди учатся читать, используя азбуку Брайля, где буквы имеют рельефно-точечный тактильный шрифт. Слепые люди успешно занимаются скульптурой, игрой на музыкальных инструментах. У глухих хорошо развиваются вибрационные ощущения, которые позволяют чувствовать музыку, такт. Сильней развито у глухих и обаяние, осязание, зрение.

Сенсибилизация происходит при специфической деятельности, при профессиональных занятиях на музыкальных инструментах или при работе в особых условиях. Острота слуха увеличивается у музыкантов, острота зрения увеличивается у художников и людей, выполняющих точные работы, например маляров или шлифовщиков.

Люди, работающие с цветами (дизайнеры, швеи и др.), различают больше оттенков одного цвета. Дегустаторы иначе чувствуют вкус.

Когда раздражитель воздействует на один анализатор, а ощущение возникает в другом, говорят о такой закономерности как синестезия. Это может касаться всех видов ощущений.

При влиянии звуковых или обонятельных раздражителей возникают зрительные образы. Бывает наоборот: при воздействии определенного зрительного раздражения возникает слуховое ощущение. 

Каждому человеку присущи постоянные синестезии, а вот у отдельных людей они редко совпадают. Некоторые люди никогда не испытывали подобных ощущений.

Наличие вышеперечисленных свойств показывает, насколько человеческий организм слаженно работает. Каждое ощущение неповторимо, хотя и может складываться в определенную систему.

Абсолютный порог ощущения

Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога — болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий