Психотипы человека. вы аудиал, визуал, кинестетик или дискрет? правила коммуникации людей

Как нужно относиться к кинестетикам

Если Вы видите, что человек явно склонен доверять собственным чувственным впечатлениям, то просто отметьте себе, что к нему необходимо особое отношение — к этому придётся привыкнуть, если вам дороги отношения с человеком.

Не следует ругать его за беспорядок и надкушенные кекс с кофе, стоящие на рабочем месте — для него это дополнительные ощущения. Не лишайте кинестетика рукопожатий и объятий при встрече, похлопываний по плечу, прогулок под руку. Он это высоко оценит и будет относиться к Вам с особой доброжелательностью.

Большинство конфликтов между людьми происходят из-за взаимного непонимания между психотипами. Так вот тип кинестетик достаточно непрост в обращении и большинству представителей других типов бывает трудно с ним ладить. Но попробовать, проявив терпение и толерантность — вполне можно.

Ребёнок-кинестетик постоянно сутулится? Не нужно постоянно говорить ему об осанке и показывать, как это выглядит — всё равно не поможет. Ему ведь комфортно — значит, это норма. Если хотите выработать у него хорошую осанку — отдайте на секцию плавания и танцы. Там он будет в своей среде — тело будет при деле, постоянно будут ощущения новых вещей и людей, и спину заодно держать научат.

Муж-кинестетик выглядит неряшливо, ходит в одежде с пятнами, часто не глаженной — и при этом триста раз расправляет складочки на простыне перед тем, как лечь спать? Всё в порядке, спать ему со складками или крошками действительно будет неудобно, а вот ходить в неряшливой одежде — в самый раз. Она ведь не сковывает движений и приятна телу! Если хотите изменений — не стоит паниковать и устраивать сцен и ссор. Вас не поймут, затаится обида, а микроклимат в семье будет хуже некуда.

Лучше смиритесь и возьмите всё в свои руки: подберите спортивный стиль или, если не особо позволяет работа — стиль кэжуал. С минимальным количеством мнущихся тканей, «кусающихся» и неприятных коже синтетических материалов. Лучше, чтобы всё тянулось, не прилегало слишком плотно, не тёрло и не требовало глажки — тогда и Вам работы будет меньше, и супруг будет выглядеть лучше.

Почти все кинестетики не любят перемен, очень стабильны, обожают вкусно поесть — это тоже нужно учитывать их близким и друзьям.

И всё же помните, что в мире не бывает чистых типов той или иной категории — все люди разные, в каждом из нас смешано много видений мира. Главное — осознать, что комфортно для Вас и что — для Ваших близких и друзей, и действовать в соответствии с этим осознанием.

Пройти тест на тип восприятия

Это интересно: 2433,Кто такой Рюрик?

Письмо юных кинематографистов

Чтобы подтвердить озвученные тезисы, предлагаем вашему вниманию отрывок из открытого письма юных кинематографистов – выпускников и студентов ведущих творческих ВУЗов России. Письмо было опубликовано в 2012 году и направленно в адрес Председателя Союза кинематографистов России Никиты Сергеевича Михалкова.

Зачитанный отрывок достаточно наглядно характеризует и цели, на которые работает выстроенная в России система кинопремий, и то, насколько сильное влияние оказывает этот инструмент на российских творцов, а, следовательно – и на содержательную часть самих фильмов. По сути, каждый из начинающих кинематографистов оказывается перед выбором: либо участвовать в создании деструктивных фильмов, либо забыть о продвижении по карьерной лестнице. В условиях доминирования в обществе идеологии, которую одной фразой можно описать как «выгодно продай», многие выбирают более лёгкий путь, сулящий им обманчивую славу и «успех».

Чтобы сформировать максимально целостное представление по теме лекции напоследок предлагаем вашему вниманию системный видеообзор, демонстрирующий каким образом российский кинематограф пришёл к его нынешнему состоянию.

Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену

Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?

Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.

Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.

В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.

Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.

Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.

Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:

Авторы исследования также изучили диапазон отклонений с помощью следующих образцов:

Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?

  1. Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
  2. Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
  3. В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.

Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.

Дети-визуалы

Визуал воспринимает основную часть информации через органы зрения. Такие дети предпочитают наглядные пособия и красивое оформление. С одной стороны, эти люди много мечтают, фантазируют, мыслят картинками, с другой — им не чужда стратегия и четкое планирование.

Визуалы всегда думают о том, как выглядят со стороны и никогда не позволят себе одеться неопрятно. Дети-визуалы обычно не доставляют проблем своим родителям. Они могут долго рисовать, рассматривать картинки, работать с пластилином. Богатое мнимое мышление позволяет визуалам хорошо разбираться в графиках, диаграммах, схематических изображениях. Но вербальную информацию они усваивают с трудом.  Учиться им легче с наглядными пособиями: плакатами, слайдами, карточками.

Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты, ребенок привыкает выделять главное, не отвлекаясь на лишние детали.

Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, флипчарты, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.

История

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Поведенческие индикаторы по Свассинг и Барб

Система восприятия

визуальная

аудиальная

кинестетическая

Организован, опрятен, дисциплинирован, наблюдателен, спокоен, не шумен, ориентирован на внешний вид, осмотрителен, хороший рассказчик

Разговаривает сам с собой, легко отвлекается, шевелит губами и проговаривает слова при чтении, легко повторяет услышанное, более предпочитает счет и письмо, легко осваивает языки

Отвечает на физическое вознаграждение, стоит близко, касается людей, ориентирован физически, обилие движений, богатые физические реакции, раннее физическое развитие

Запоминание в картинках, с трудом запоминает словесные инструкции, мало отвлекается на шум, помнит то, что видел, испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видет, в чтении силен, успешен, фантазия живая и образная

Говорит ритмично, обучается, слушая, любит музыку, может имитировать тон, высоту голоса, помнит то, что обсуждал, самый разговорчивый, любит дискуссии, обращает внимание на интонации говорящего, хорошо читает новые слова, рассказывает всю последовательность событий, слышит звуки, голоса

Обучается, делая, запоминает, гуляя, при чтении водит пальцем по строке, много жестов, помнит общее впечатление, лаконичен, тактичен, использует активные движения, любит книги, ориентированные на сюжет, слаб в деталях

При разговоре подбородок приподнят вверх, голос высокий

Данные показатели промежуточные

Подбородок опущен вниз, голос низкий

1Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 192 с.

2Камерон-Бэндлер, Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях / Л. Камерон-Бэндлер. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. – 256 с.

3Гриндер, Д. Структура магии / Д. Гриндер, Р. Бэндлер. – М.: КААС, 1995. – 520 с.

4Бэндлер, Р. Используйте свой мозг для изменений / Р. Бэндлер. – Новосибирск: Изд. Новосибирского госуниверситета, 1992. – 161 с.

5Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. – Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. – 74 с.

Ллойд, Л. Школьная магия / Л. Ллойд. – Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. – 119 с.

6Антонов, А.В. Информация: восприятие и понимание / А.В. Антонов. – Киев: Наукова думка, 1988. – 184 с.

7Винокуров, Л.В. Особенности обработки информации в условиях кроссмодального конфликта: дис… канд. психол. наук / Л.В. Винокуров. – СПб., 1996. – 156 с.

8Зиновьев, С.И. О применении наглядных пособий при чтении лекций / С.И. Зиновьев. – М.: Знание, 1952. – 16 с.

9Иванов, Ф.Е. Методологические принципы исследования влияния взаимодействия сенсорных систем на психические процессы / Ф.Е. Иванов, В.Ф. Рубахин // Психологический журнал, 1983. – Т.3. – № 1. – С. 89–98.

10Полторак, М.И. Некоторые вопросы мультисенсорного дублирования информации / М.И. Полторак // Новые исследования в психологии. –М., 1974. – № 3. – С. 21–26.

11Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / Б.М. Теплов. – М., 1985. Т.2. – С. 122

12Филиппов, А.В. Сенсорная основа трудовой деятельности человека и изменение ее структуры под влиянием развивающейся техники: дис… докт. психол. наук / А.В. Филиппов. – Л., 1973. – С. 525.

13Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский; под ред. Е.Н. Медынского и И.Ф. Свадковского. – М.: Учпедгиз, 1945. – С. 525.

14Бэндлер, Р. Используйте свой мозг для изменений / Р. Бэндлер. – Новосибирск: Изд. Новосибирского госуниверситета, 1992. – 161 с.

Бэндлер, Р. Из лягушки в принцы / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. – Новосибирск: Изд. Новосибирского госуниверситета, 1992. – 248 с.

Бэндлер, Р. Семейная терапия / Р. Бэндлер, Д. Гриндер, В. Сатир – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. – 97 с.

Гриндер, Д. Структура магии / Д. Гриндер, Р. Бэндлер. – М.: КААС, 1995. – 520 с.

Гриндер, Д. Формирование транса / Д. Гриндер, Р. Бэндлер. – Канск: типография «Власть Советов», 1993. – 345 с.

Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. – Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. – 74 с.

Камерон-Бэндлер, Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях / Л. Камерон-Бэндлер. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. – 256 с.

Ллойд, Л. Школьная магия /Л. Ллойд. – Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. – 119 с.

Макдональд, В. Руководство по субмодальностям / В. Макдональд. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994. – 90 с.

Садовская, И.Л. Методика коррекции усвоения знаний в процессе обучения биологии в педагогическом вузе: дис… канд. пед. наук / И.Л. Садовская. – М., 2000. – 197 с.

15Цит. по: Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. – Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. – 74 с.

16Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. – Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. – 74 с.

Кинестетик — это человек, который…

Аудиал, визуал, кинестетик – эти группы людей не являются точными и исключительными (очень похоже на типы темперамента, когда невозможно найти чистого сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика). Каждый из нас воспринимает мир разными анализаторами. Просто один из каналов более чётко выражен и преобладает над другими.

Поэтому по некоторым характеристиками можно отнести человека к кинестетикам в большей степени, чем к другим группам. Чтобы это понять, нужно посмотреть на поведение этого человека:

Если такие люди принимают участие в беседе, они пытаются максимально приблизиться к собеседнику, сократить дистанцию между друг другом. По возможности и уместности – прикоснуться к человеку. Это не означает, что человек не уважает личное пространство или спешит к интимной близости. Просто таким образом он будет лучше воспринимать информацию во время разговора.
Во время беседы такие люди могут погрузиться в свои мысли, поэтому к ним имеет смысл аккуратно прикоснуться в такие моменты. К плечу, например, и вернуть их к реальности.
Если что-то можно потрогать, кинестетик определённо это незамедлительно сделает

Потеребит шарфик, потрогает листья в парке, посмакует каждую ложку нового блюда.
Такие люди предпочитают сразу начинать что-то делать, а не зависать в раздумьях при принятии важного решения. Они не понимают, почему вокруг люди такие медлительные и постоянно взвешивают все «за» и «против»

В месте их жительства может царить полный беспорядок, но при этом вещи лежат так, чтобы удобно было их достать и взять в любой момент. Это для них создает комфорт и уют.
Кинестетики могут носить одну и ту же любимую вещь на протяжении многих лет только потому, что она очень приятна их телу.
Если такой человек чем-то расстроен, у него плохое настроение, и вы хотите его утешить, то лучше всего – это обнять. Именно так он прочувствует, что вы о нём заботитесь и переживаете.
При интимной близости он (она) выключает свет, чтобы сосредоточиться на тактильных ощущениях. Любят прикасаться, целовать, гладить.
Кинестетики хорошо чувствуют собственное тело. Поэтому своими профессиями они часто выбирают танцы, массаж, спорт.

Нейрологические индикаторы ведущих систем разного типа

Процесс

Индикаторы системы восприятия

визуальной

аудиальной

кинестетической

Движение

Малоподвижны

Малоподвижны

Совершают

множество

движений

Скорость процессов

Самая быстрая

Средняя

Самая медленная

Уровень

жеста

От груди и

выше

На уровне пояса

Ниже пояса

Локализация движений

Движение мышц вокруг глаз, мигание, прищуривание, движение

бровей

Движение мышц вокруг рта, ушей, звуки «ааа», «эээ», «гм»

Частое изменение позы и множественные движения от шеи и ниже

Темп речи

Самый

быстрый

Размеренный, ритм метронома

Самый медленный

Интонация

Повышается к концу фразы

Ровная

Понижается к концу фразы

Таблица 3.4

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность.  Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация  прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.

Аудиальный канал. Направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.

Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.

Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам»

Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий

Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую «привязку» любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия «запрягает долго, зато едет увереннее».

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: «А как это устроено? А почему это работает?». Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Дети-аудиалы

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» — это о ком угодно, но только не про аудиалов! Именно слух является главным каналом восприятия данного психотипа. Такие дети ловят интонацию собеседника, оценивают тембр голоса, им не важно, что говорят, важно — как. Аудиалу нетрудно узнать любого человека по голосу. У него прекрасная память и слух. Лучше не перебивайте аудиала — он этого не любит. «Слушатель» — большой любитель споров и невероятных историй, обожает музыку, знает на память много стихотворений, с удовольствием декламирует.  Предпочитает учиться по лекциям и аудиокнигам, не любит читать и писать. Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость

Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения

Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.

Пример отличий в восприятии

 
Восприятие информации — процесс своеобразный и зависит от того, какой из органов чувств является ведущим. То есть один и тот же предмет люди разных типов будут описывать по-разному, исходя из превалирующих эмоций, которые вызвал данный предмет. Например, если взять шарик с колокольчиком внутри и попросить описать его, то:

  • аудиал в первую очередь будет описывать звук, который издает этот предмет;
  • визуал опишет цвет и форму;
  • кинестетик расскажет, из какого материала он сделан, какой на ощупь;
  • дигитал скажет, как его применить (игрушка для домашних питомцев).

 
Крайне важно понимать, к какому типу относится человек. Это поможет избежать ошибок восприятия и недопонимания между собеседниками

А также наладить контакт, спрогнозировать реакции и поведение собеседника.
 

— Хронотипы людей: когда ложатся спасть и встают жаворонки, совы и голуби

 
— Топ 10 редких психологических синдромов

 
— Основные теории психотипов от Гиппократа, Юнга, Леонгарда и Роттера

10 июня 2020

Дети-кинестетики

Кинестетику, как воздух, нужны ощущения. Такие детки рано начинают ползать и ходить, им нужно постоянно находиться в движении: бегать, прыгать, играть. Концентрация внимания у них плохая. Кинестетик сверхчувствителен к одежде, ему постоянно что-то колет, давит, мешает.  Чтобы запомнить информацию, лучше собственноручно ее записать.  С тестами и лабораторными задачами они вполне справляются, а вот произведения даются тяжело.

Таким детям необходимы перерывы между занятиями для зарядки, полезно давать им мелкие поручения, связанные с движением. Курсы ментальной арифметики помогут ребенку-кинестетику улучшить концентрацию внимания, справиться с забывчивостью, преодолеть рассеянность.

Маленькому кинестетику нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Опытные учителя стараются давать таким детям мелкие поручения: сходить за мелом или классным журналом, открыть окно, полить цветы. Полезно использовать модели и макеты, смотреть документальные фильмы и приводить примеры из повседневной жизни.

Дети-дигиталы

Дигиталу нужно все подробно логически осмыслить. Для этого он использует цифры и знаки. Такие люди любят четкие формулировки, аккуратную документацию. Дигитал выбирает смысл и функциональность, а не эмоции.

Такие дети обычно зажаты, прямые, скупы на жесты и похвалы, всегда контролируют то, что говорят. Для них сказанное слово — не пустой звук.  Данный тип близок к кинестетикам, но прежде чем что-то делать, он сначала решит, как это лучше воплотить в жизнь.

Это дети-исследователи, которые с радостью разберут пульт от телевизора, распотрошат подушку, попытаются вскрыть лягушку. И не из-за жестокости, а из-за любознательности. Такие дети без труда обучаются по книгам и конспектам, но в силу своей отрешенности и интроверсии не могут похвастаться хорошей моторикой и не ладят с физкультурой.

Основные свойства

Предметность

Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.

Целостность

Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.

Структурность

Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.

Постоянство

Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия

Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля

Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:

  1. По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т.д.).
  2. По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).

Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.

Активность

Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия. 

Осмысленность

Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:

  1. Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
  2. Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
  3. Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
  4. Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.

Детские фантазии и расстройства восприятия

Детская психиатрия и психология — особый вид медицины. Дети — большие фантазеры и выдумщики, а повышенная реактивность детской психики и незначительный жизненный опыт не дают ребенку возможности вовремя самостоятельно скорректировать ненастоящие ощущения. Именно поэтому расстройства восприятия у детей — это особая сфера педагогики, психологии и психиатрии. Зрительные и слуховые иллюзии — одна из составляющих детства каждого человека. Рассказанная на ночь страшная сказка становится для малыша реальным кошмаром, прячущимся под кроваткой или в шкафу. Чаще всего такие расстройства возникают в вечернее время, сказываются усталость и сонливость ребенка. Страшные сказки и истории, особенно рассказанные малышу на ночь, могут стать основой для развития невротического состояния. Галлюцинации возникают у детей чаще всего на фоне заболеваний соматического и инфекционного характера как следствие повышения температуры тела. Возраст наиболее частого проявления таких нарушений — 5-7 лет. Галлюцинации подобного характера элементарны — искры, вспышки света, контуры или образы людей, животных, а из звуков детям слышатся окрики, стук, голоса птиц или животных. Все эти видения воспринимаются ребенком как сказка.

Дети разного возраста могут страдать и от проявлений шизофрении. В этом случае все галлюцинации приобретают сложный, зачастую зловещий характер. Сюжет галлюцинаций сложный, часто несущий опасность для здоровья или даже жизни малыша. Для детей более старшего подросткового возраста, а это 12-14 лет, характерно развитие вкусовых и тактильных галлюцинаций, ребенок начинает отказываться от ранее любимой еды, меняются его характер и поведение.

В особую группу педиатрия и детская психиатрия выделяет детей с врожденными нарушениями восприятия. В этих случаях ребенок растет и учится компенсировать недостаток одних ощущений усилением развития других сенсорных способностей

Классический пример — ребенок с врожденной тугоухостью отличается отменным зрением, подмечает мельчайшие детали, обращает большее внимание на незначительные подробности окружающей действительности

Восприятие — основа познания окружающего мира во всех его проявлениях. Для того чтобы чувствовать, человеку даны шесть органов чувств и девять разновидностей рецепторов. Но помимо ощущений, полученная информация должна быть передана в соответствующие отделы головного мозга, там пройти процесс переработки и анализа, составления общей картины действительности на основании комплекса ощущений и жизненного опыта. Результат восприятия — картина окружающей действительности. Нарушения хотя бы в одном звене цепочки получения картины мира ведут к искажению реальности. Психиатрия как область клинической медицины изучает причины появления, ступени развития, признаки и симптомы, способы лечения и профилактики расстройств восприятия как отдельных явлений, так и компонентов общих проблем со здоровьем человека.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий