Реферат: психоанализ зигмунда фрейда

Биография младшей дочери Зигмунда Фрейда

Анна Фрейд была младшей дочерью знаменитого психоаналитика, а всего детей у него было шесть. Первоначально она избрала профессию учителя начальных классов. После Первой мировой войны она оставила учительство и сосредоточилась на помощи отцу – была его сиделкой и секретарём; тогда же она увлеклась психоанализом и решила сделать его своей новой профессией. В скором времени она вступила в Венское психоаналитическое общество, а затем начала практику. Анна Фрейд специализировалась на детском психоанализе.

Отношения Анны и её отца были несколько странными. Зигмунд Фрейд с некоторым сомнением относился к тому, что женщина сможет заниматься наукой. Тем не менее, он любил дочь, хотя в детстве уделял ей мало внимания, поскольку много работал. Правда, перед рождением дочери он страстно хотел сына и уже даже придумал ему имя – Вильгельм, поэтому разочаровался, когда жена снова родила девочку. Видимо, Фрейд даже сам не осознавал, что был в некоторой степени во власти предрассудков. Ведь в то время уже было известно, что женщины могли учиться не хуже мужчин и работать в «мужских» профессиях.

Когда в Германии к власти пришли нацисты, отец Анны Фрейд был болен раком. По этой причине они не могли выехать из страны, хотя знали, что Гитлер вскоре захватит Австрию. В семье также надеялись, что если аншлюс всё-таки произойдёт, в Австрии останутся свои законы и порядки, или же Фрейдов, на худой конец, спасёт их мировая известность.

Захват Австрии нацистами произошёл, и вскоре Анну Фрейд вызвали на допрос в гестапо. С собой девушка взяла яд – на случай, если допрос будет невыносимым. Использовать яд не пришлось, однако с того времени семья начала собирать вещи. Вскоре они уехали в Париж, а впоследствии переехали в Лондон. С тех пор Анна Фрейд очень боялась Германии и по возможности старалась её не посещать, даже спустя многие годы после прекращения фашистского режима.

Анна Фрейд принялась работать с детьми, которые психологически пострадали от постоянных немецких обстрелов. Она даже открыла детский приют. Наблюдая за детьми, она смогла собрать обширный материал для исследований детских психологических травм. В то время Анна применяла новаторский подход, не столько расспрашивая детей, которые упорно не желали открываться взрослым до конца, сколько наблюдая за ними во время игры, особенно в играх с элементами агрессии. Так она смогла изучить роль агрессии в жизни ребёнка. Современные психологи также солидарны с Анной Фрейд в том, что наблюдения за детьми более приоритетны в исследованиях, чем расспросы.

В поздние годы Анна Фрейд работала в Йельском университете в США. За всю жизнь она никогда не была замужем и не имела своих детей. До самой смерти она проводила сеансы психоанализа, и её клиентами нередко были знаменитости. Однажды к ней даже обратилась Мерилин Монро.

Судьбу Анны Фрейд во многом можно назвать необычной. Несмотря на то, что она очень любила отца и помогала ему издавать научные труды, сама Анна построила оригинальную концепцию психоанализа; а ведь известно, как ревниво Зигмунд Фрейд относился к своему научному детищу и как приходил в ярость, когда слышал о какой-нибудь новой концепции. Кроме того, отец Анны не смог окончательно выйти из прошлого, тогда как она сама предвосхитила будущее.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Регулярные занятия5

Пятница, с 18:30 до 21:30

Терапевтическая группа в Москве «Свободная пятница». 10-я волна

Узнать подробности

всего 66 часов
Москва

Елена Михайловна Леонтьева

Любой день

Группа поддержки для людей, у которых есть проблемы

Узнать подробности

2 часа
Москва

Александр Жизнь
Александ Жизнь

Понедельник с 20:00 до 21:30, либо четверг с 12:00 до 13:30

Групповая супервизия очно или онлайн. Супервизионная группа для психологов «Контексты»

Узнать подробности

1,5 часа — 1 занятие
Москва

Лада Викторовна Голенева

Один раз в две недели, по средам с 12:00 до 13:30

Цикл онлайн-семинаров «Читаем Фрейда»

Узнать подробности

1,5 часа
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Что принесло славу Зигмунду Фрейду

Итак, главное достижение австрийского психолога – изобретение психоанализа. Прежде всего Фрейд внедрил и развил метод свободных ассоциаций. Пациент при этом должен говорить на предложенную тему всё, что ему сразу приходит в голову, не обдумывая свои слова и не обращая внимания на то, насколько непристойными или абсурдными окажутся его слова. Это позволяет выявить скрытые комплексы, страхи, психологические нарушения пациента.

Использование этого метода позволило Фрейду полностью отказаться от использования гипноза на своих сеансах. Смысл метода свободных ассоциаций кроется в человеческом бессознательном. Это некие «инстинктивные» установки, которые человек может не замечать, когда он находится в сознании – то есть пытается сосредоточиться, что создаёт сопротивление этим изначальным установкам. Когда же мысль течёт свободно, то она как бы сама по себе отходит в сторону того, что тревожит человека в данный момент.

При разработке психоанализа Фрейд обращал внимание на поведение своих пациентов и пациентов своих коллег. Однажды одна из клиенток внезапно заявила врачу, что ждёт от него ребёнка, и в невменяемом состоянии пыталась имитировать роды

Это позволило выявить подробности предшествующей жизни пациентки и полученную с тех пор душевную травму. Данный случай позволил Фрейду ввести в психоанализ термин «перенос», или «трансфер», и использовать этот феномен в лечении.

Одна из самых известных тем исследований Фрейда – изучение проблем сексуальности. Фрейд ввёл понятие о детской сексуальности и связанных с этим психологических травмах. Открытия Фрейда в этой сфере удивили общественность, а кого-то повергли даже в шок.

Ведь психолог указывал, в частности, на сексуальное влечение маленьких детей к собственным родителям. Фрейд изучил и другие проявления ранней детской сексуальности. При этом многое учёный проверял в буквальном смысле на себе: так, он выявил у себя любовь к матери и ненависть к отцу как к сопернику.

Тем самым Фрейд затрагивал в своих исследованиях темы, которые раньше считались табуированными; к тому же его взгляды на любовь и сексуальность многие сочли извращенными. Неудивительно, что Фрейда начали обвинять в шарлатанстве и лженаучности, его работам попросту не доверяли.

Одним из своих самых главных трудов сам Зигмунд Фрейд считал книгу «Толкование сновидений», к которой научная общественность и широкая публика поначалу не проявили большого интереса. Толкование сновидений интересовало людей с глубокой древности, однако вплоть до позднейшего времени оно имело религиозно-магический характер.

Фрейд же заметил, что сны являются отражением мыслительных процессов, эмоций, скрытых позывов. Больше того, он убедился, что именно изучение снов является наиболее удобным способом разобраться в психике пациента. Ведь во сне сознание как бы отключается, и мозг не имеет никаких препятствий для реализации скрытых желаний и стимулов.

При этом образы, которые человек видит во время сна, являются символами, имеющими определённые значения. Мозг во сне создаёт образ, производя некоторые операции. Какой-то элемент образа может отражать конкретную мысль, в другом каком-нибудь элементе могут совмещаться несколько значений.

Идея, цели и задачи психоаналитического направления

Психоанализ в психотерапии — средство для получения полной информации о клиенте. Основные задачи психоанализа:

  1. Сбор необходимой информации о клиенте. Психоанализ позволяет собрать необработанные данные. В отличие от анкетирования и других методов, предполагающих выбор из нескольких вариантов ответов, психоаналитические методы позволяют не ограничивать клиента.
  2. Установление истинной причины психопатологии. Чем глубже находятся корни проблемы, тем сложнее установить первопричину. Психоанализ позволяет просмотреть все данные, заложенные в человеке, вплоть до обусловленных генетически.
  3. Устранение внутреннего конфликта противоречий. Психоанализ, высвобождая подавляемые желания, одновременно избавляет клиента от скопившегося напряжения, вызванного постоянной потребностью бороться с ними.

Идея психоанализа, как отдельного направления, подвержена общей концепции мотивации человеческого поведения. По мнению психологов, истинные мотивы поведения скрыты и зачастую непонятны самому человеку.

Перерождение науки в религиозную доктрину

«По мере того, как психоанализ стал привлекать внимание, укреплялась уверенность Фрейда в своей божественной миссии»

Во многом из-за воспитания, жажды быстрой славы Фрейд считал себя мессией от науки. Из доктора, желающего развивать медицину на благо человечества, пришел лидер, который возвел концепцию психоанализа в статус новой религии. Многие исследователи фрейдизма проводили параллели между психоанализом и христианством, в частности из-за того, что отец психоаналитики воспитывался в религиозной викторианской традиции.

Будучи серьезным ученым, Фрейд должен был понимать порочность своих теорий, осознавать, что не существует ни единой возможности оценить или проверить предложенные им доктрины, которая не основывалась на признании Фрейда гением. Для защиты своих теорий от критики Фрейд укреплял созданное движение силой мессианской личности.

Ричард Вебстер проводит аналогию между тремя «мессиями»: Христом, Ньютоном и Фрейдом. Каждый из указанных деятелей верил, что избран Богом для какой-то особой цели, но также терзается сомнениями на счет своей избранности .

Аллюзии христианства и психоанализа

Исследователи, помимо теоретических основ идей Фрейда, используют для сравнения психоанализа и христианско-иудейской традиции непосредственное описание сеанса психоанализа. Фрейд утверждал, что пациенту следует «лежать или сидеть в кабинете таким образом, чтобы врач был недоступен его взору, заставляя себя тем самым вспоминать свои самые глубинные воспоминания и фантазии, словно разговаривает исключительно сам с собой» .

Позднее последователи психоанализа станут пренебрегать этим правилом, но Ричард Вебстер в своем труде предлагает рассмотреть детально столь очевидное сходство. Как известно, процесс исповеди проводится в отдельном помещении, в котором кающийся не может видеть священника, тем самым невольно рассказывая все утаенные мысли.

Превратная трактовка воспоминаний или фантазий пациентов психоаналитиком в контексте сексуальных травм или отклонений отдаленно напоминает процесс отпущения грехов, ведь только священник мог даровать прощение, если считал грех искупленным .

Для зарождавшегося психоанализа большое значение имела лекторская деятельность Фрейда. Талантливый оратор с ярким даром рассказчика был одарен необычной способностью представлять в высшей степени спекулятивные теории в свете, в котором они казались разумными и взвешенными .

До академического возвышения Фрейду удавалось привлекать учеников и последователей, среди которых был В. Штекель, один из наиболее преданных последователей Фрейда. Осенью 1902 года Фрейд с готовностью принял его предложение основать дискуссионную группу, посвященную изучению идей психоанализа. В общество также был приглашен Адлер, который станет одним из ближайших учеников Фрейда до его исключения из психологического сообщества.

В этом отношении Фрейд продолжал следовать мессианской схеме: безуспешно прождав признания миром его уникальной ценности и важности созданных им истин, сформировал маленькую группу последователей, которые должны были обеспечить ему поклонение, которого он, как искренне верил, был достоин. Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек

К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера

Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек. К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера.

Встречи группы носили определенно религиозный характер, что видно из описания Штекеля, который писал «Я был апостолом Фрейда, а он моим Христом!» .

Фрейд был серьезен и строг в трактовке своих теорий его учениками и не позволял никаких отклонений от ортодоксального учения.

Теория детской сексуальности стала вероучением фрейдистской церкви. Те, кто принимал его,  попадали в число избранных, не принявшие получали отказ. Эта теория основывалась на ложной науке и разрабатывалась на основе поддельной логики. Поэтому чтобы понять, как столь неубедительная теория получила широкое распространение, нужно учесть, что теория детской сексуальности была более привлекательна, чем ранние гипотезы Фрейда, снимая с создателя гнев сторонников традиционных взглядов.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара — это просто сигара».

Решение конфликтов внутри личности

Зигмунд Фрейд предлагает решать внутриличностные конфликты следующими способами:

  • сублимация;
  • сновидения;
  • компенсация;
  • блокировка механизмами защиты.

Способы

Под сублимацией он подразумевал перенаправление сексуальной энергии на те цели, которые одобряет общество (творческие, интеллектуальные, социальные).

Фрейд считал, что сны — это отражение нереализованных желаний человека. Повторяющиеся сновидения указывают на определенную нереализованную потребность, которая мешает психологическому росту человека и его самовыражению.

Примером компенсации в физиологии может служить идеальный слух, развившийся у слепого. Зигмунд Фрейд полагал, что и психика человека устроена подобным образом. Например, недостаток таланта может быть компенсирован бешеной работоспособностью.

Защитные механизмы включаются на фоне эмоционального напряжения. Они могут подавлять, искажать или отвергать ту ситуацию, которая провоцирует конфликт. К ним относятся:

  • проекция (переложение ответственности на других людей);
  • замещение (перенаправление агрессии на более подходящий объект);
  • регрессия (возвращение к ранней модели поведения);
  • отрицание (игнорирование);
  • подавление (блокировка сознания, вытеснение тревожных мыслей);
  • рационализация (создание оправдывающей легенды);
  • реактивная формация (подмена факторов, спровоцировавших эмоциональное напряжение, на противоположные).

Прикладной аспект психоанализа

Идеи З. Фрейда стали основой целого направления в психологии. И оно включает не только теорию, но и практику. И в настоящее время психоанализ в большей степени понимается именно как совокупность приемов психодиагностики и психотерапии, объединенных в общее понятие «психоаналитический сеанс».

Психоанализ как диагностика психического состояния личности

Цель психоаналитика – выявление скрытых в бессознательном причин поведения и переживаний человека, преодоление внутренних конфликтов, которые являются источником негативных эмоций, фрустраций, фобий, неврозов и т. д.

Первая задача, которая решается в процессе психоанализа, это поиск причин психологических проблем. А так как они хранятся глубоко на уровне подсознания и часто скрыты под слоем комплексов и психологических защит, то добраться до них непросто. В психоанализе разработан ряд способов, позволяющих «вытащить» из подсознания загнанные туда воспоминания, желания и инстинкты. Все эти приемы можно объединить в 3 группы:

  • Методы интерпретации. Они основаны на осмыслении, анализе того, что говорит психоаналитику пациент. Чаще всего имеют в виду спонтанную речь, оговорки, случайно вылетевшие фразы, речевые ошибки и т. д. Но это далеко не все. По сути дела, психоаналитик просто беседует с человеком о его прошлом и настоящем, о его планах и тревогах. Но одновременно «вытаскивает» с уровня подсознания все, что там скрыто, подавлено, но создает мучительные проблемы и порождает кризисы.
  • Метод свободных ассоциаций. Это уже более организованный прием, в котором используются специальные фразы, слова, картинки. Ассоциации, которые рождаются у человека в ответ на них, — это каналы доступа к бессознательному, к тайным желаниям, скрытым комплексам, вытесненным воспоминаниям.
  • Толкование сновидений. З. Фрейд и его ближайшие последователи (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) придавали этому методу большое значение и написали много работ о толковании образов сновидений, об архетипах бессознательного, проявляющихся в снах.

Но в настоящее время последний метод не столь популярен и используется реже, чем первые два. Если только речь не идет о навязчивых, болезненных сновидениях.

Терапевтическая составляющая психоанализа

Психоанализ и психотерапия – это разные направления и разные подходы к воздействию на психику человека. Однако терапевтическая составляющая есть и у психоанализа.

Психоаналитик не оказывает давления на индивида, не формирует у него стереотипы «правильного» поведения, не предлагает готовых решений. Он помогает человеку выговориться и самому разобраться в причинах собственных проблем и внутренних конфликтов. С точки зрения психоанализа, этого достаточно, чтобы почувствовать облегчение, освобождение от давления бессознательного и, главное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Но во время сеанса психоанализа, когда человек выговаривается и раскрывается, происходит еще ряд процессов, которые оказывают на клиента сильное психотерапевтическое действие. Психоаналитик не просто позволяет человеку свободно, не смущаясь, рассказать о своих проблемах, но и направляет этот процесс таким образом, что перед пациентом раскрывается давно скрытое в подсознании. И он постигает истину о самом себе. Не всегда это приятная истина, поэтому сознание сопротивляется, выстраивает разные психологические блоки, затрачивая на это немало энергии.

Задача психоаналитика – мягко преодолеть это сопротивление, побудить человека самостоятельно разрушить психологические блоки. Сеанс психоанализа должен быть построен так, что человек не только получает возможность увидеть корни своих проблем, но и обретает уверенность в их преодолении. Поэтому под руководством хорошего, опытного психоаналитика в сознании человека происходят существенные позитивные изменения.

В Западной Европе и в США, где это направление успешно развивалось многие десятилетия, сеансы психоанализа очень популярны. И несмотря на многочисленных критиков, они приносят явную пользу, ведь люди после них чувствуют повышение эмоционального тонуса, уверенность в собственных силах и готовность решить свои внутренние и внешние проблемы.

Эффективность и результаты психоанализа

Опыт многих людей, прошедших психоанализ, показывает, что результатом психоанализа как метода и как практики являются перемены в жизни, которые люди оценивают как положительные.

Психоанализ — это позитивный ресурс для изменений, и большинство людей, которые им воспользовались, уже в процессе психоанализа отмечают, что их взаимоотношения с другими становятся более стабильными и эмоционально наполненными. Они лучше находят выход из различных жизненных ситуаций и внутренних конфликтов. Становятся более успешными в материальном и в социальном плане.

Затраты времени и денег, а также непростые переживания, связанные с прохождением анализа, как правило, всегда окупаются.

Влияние З. Фрейда на развитие психоаналитического подхода

В основе психоанализа по Зигмунду Фрейду лежит представление о сознании, как главном механизме, регулирующем поведение. Изучая природу неврозов, Фрейд выяснил, что помимо сознания у человека есть скрытая, неосознаваемая сторона личности, в которой хранятся желания, стремления и мотивы. Подавление желаний вызывало такие сильные скрытые переживания, что у многих людей из-за них развивались неврозы и другие психические расстройства. Установив истину причину заболеваний, Фрейд начал искать средство избавления от них. Так появилась его авторская теория метода исцеления — психоанализ.

Философия психоанализа Фрейда базируется на нескольких компонентах:

  • бессознательные психические процессы;
  • Эдипов комплекс;
  • учение о сопротивлении и подавлении;
  • половое развитие.

По мнению психоаналитика, врач не может диагностировать пациента, если он не знаком с психоаналитической базой.

Психоанализ Фрейда дал психологии несколько основных понятий. К ним относится «либидо» — неосознаваемое половое влечение. Психоаналитик рассматривал любое творческое стремление как реализацию недоступных половых влечений. Творчество отображало истинные желания индивида, помогая снять эмоциональное напряжение. Также в работах Фрейда впервые появилось описание деструктивных процессов. Их развитие провоцирует конфликт «Танатоса» и «Эроса», антагонистических движущих сил, символизирующих фундаментальные понятия (любовь и ненависть, жизнь и смерть, потребность и отвержение).

Психоанализ изучает мотивы поступков человека, истинные причины которых ему самому недоступны. Фрейд выявил, что каждая личность стремиться к деструктивности, и только внешнее социальное воздействие побуждает его выбирать одобряемое поведение. Люди с низким уровнем саморегуляции не способны противиться тайным желаниям подсознания. Деструктивное поведение становится для них нормой.

Теория Фрейда о психоанализе ставит под сомнение даже рациональность мышления. Официально в науке разумность воспринималась главной ценностью и основным человеческим стремлением. Но Фрейд предположил, что разум не всегда дает индивиду то, чего он действительно хочет. Возможно, что рациональные размышления — лишь попытка подсознания маскировать реальные желания и чувства, делая их более приемлемыми. Занимаясь лечением неврозов, Фрейд считал необходимым позволить пациенту высвободить эти желания.

Процесс лечения был простым: пациент, лежа на удобном диване, должен был проговаривать все, что приходило ему на ум. Главное — не пытаться контролировать речь, озвучивая первый вариант мысли, даже если он звучит абсурдно. Фрейд во время сеанса сидел рядом с пациентом и записывал все, что он говорил. После на основе обработанной информации он строил предположения о скрытых желаниях и забытых воспоминаниях.

Также для изучения подсознания Фрейд работал со сновидениями. По его мнению, сон — попытка подсознания пробиться сквозь пелену социальных запретов и донести до человека подавляемое желание. Чем сложнее и запутаннее сон — тем большую значимость для пациента он имеет. В психоанализе это называется сопротивлением: подсознание стремится сломать волю человека, подавая ему скрытые символы. Анализ символов позволяет понять скрытое содержание сна, избавить человека от внутреннего напряжения.

Особое место в теории психоанализа Фрейда занимали страхи и, вызванная ими, тревожность. Его концепция выделяет 3 вида тревожности:

  • реалистическую;
  • невротическую;
  • моральную.

Каждая форма тревожности — защитная реакция, предупреждающая об опасности, позволяющая вовремя подготовиться к угрозе. Внутренний конфликт разрешается благодаря искажению объективной реальности, изменению отношения к угрозе.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Карл Густав Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер. Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда – от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

Психоаналитические и психотерапевтические факторы

Фрейд подчеркивал, что разработал психоанализ в качестве метода исследования бессознательного, а лечебный эффект от психоанализа он считал только побочным продуктом такого исследования.

прямо написал, что «никто не собирается лежать на кушетке в течение 50 минут по пять раз в неделю и говорить обо всем, что приходит в голову, незнакомому человеку без достаточно веского для этого повода. Насколько мы знаем, единственно серьезный побудительный мотив к этому – невротическое страдание и надежда на облегчение или излечение.» Но никак не желание исследовать свое бессознательное. По крайне мере, мне не известно, чтобы кто-то из известных мне психоаналитиков прямо говорил об этом своим пациентам в .

В психоанализе принято различать психоаналитические и психотерапевтические факторы. Психоаналитическим фактором является исследование бессознательного («чистое золото» психоанализа). А психотерапевтические факторы своей задачей ставят облегчение состояния пациента, прежде всего, за счет поддержки («примеси» к психоанализу). Преобладание поддерживающих интерпретаций (психотерапевтический фактор) относительно экспрессивных, ориентированных на инсайт (психоаналитический фактор) – является характерной особенностью психоаналитической психотерапии, отличающей ее от психоанализа. Поэтому психоаналитическую психотерапию еще называют .

Очень немного пациентов готовы получать только «чистое золото» психоанализа. Так психоаналитик сбежал от и основал новый вид психотерапии с большим количеством «примесей», гештальт-психотерапию.

Интересно, что, судя по историческим фактам, Фрейд был весьма доброжелателен к пациентам и мог выстраивать с пациентами доверительные близкие и глубокие отношения. То есть, Фрейд сам уже использовал «примеси» к психоанализу, без которых не может быть лечебного эффекта.

Другой отличительной особенностью настоящего психоанализа, ориентированного на исследование бессознательного, является предоставление пространства для исследования пациентом своего бессознательного. Считается, что если психоаналитик будет меньше говорить – это даст возможность пациенту самостоятельно анализировать свое бессознательное, т.е. работать аналитически. В психоаналитической психотерапии, ориентированной на поддержку, допускается гораздо большая активность психотерапевта, если в этом нуждается пациент. Например, для депрессивных пациентов молчащий психоаналитик оказывается «мертвой матерью» (Андре Грин), в результате чего происходит ятрогенная ретравматизация пациента.

Судя по протоколам психоаналитических сессий, дошедших до нас, Фрейд не был особо молчаливым психоаналитиком. Однако, молчание психоаналитиков стало притчей во языцех. Но когда психоаналитик молчит, лежащий на кушетке пациент, не видя психоаналитика, может опасаться, что психоаналитик .

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий