Что такое девиантное поведение? (виды и характеристика)

Профилактика девиантного поведения

Любое общество заинтересовано в том, чтобы люди вели себя предсказуемо и ответственно, уважая интересы и личное пространство окружающих. Чтобы минимизировать проявления девиантного поведения (особенно его опасных форм), применяются профилактические меры. Наиболее эффективными считаются следующие:

  1. Формирование благоприятной среды. В благополучном обществе всегда ниже уровень преступности и прочих негативных форм девиантного поведения.
  2. Информирование. Многие неправильные поступки совершаются из-за плохой информированности об общепринятых нормах поведения. Поэтому различные обучающие материалы (лекции, блоги, видеоролики) о том, что такое девиантное поведение и почему оно нежелательно, могут принести существенную пользу.
  3. Обучение социальным навыкам. Социальная неприспособленность – одна из причин девиантного поведения. И многие люди действительно нуждаются в том, чтобы их обучили базовым социальным навыкам.
  4. «Отвлекающие» инициативы. Иногда можно подобрать интересное и увлекательное занятие, в которое человек сможет направить свою энергию. Это могут быть экстремальные виды спорта, путешествия, сложные и рискованные профессии, групповое общение, творчество.
  5. Активизация личностных ресурсов. Саморазвитие, обучение, профессиональный рост, занятия спортом – всё это укрепляет в человеке понимание того, что он является самодостаточной личностью. В результате ему больше не нужно пытаться выделиться при помощи девиантного поведения.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Причины девиантного поведения

Некоторые причины девиантного поведения несут в себе не социальный характер, а биопсихический. Примером может явиться склонность к алкоголизму или наркомании, которая может передаться от родителей к детям. Социология девиантного поведения выделяет несколько направлений, которые объясняют причины его возникновения. Так, Мертоном используется понятие аномии (т.е. состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже перестали соответствовать реальным отношениям, а новые пока еще не утвердились), Причиной девиантного поведения, по его мнению, была несогласованность целей, которые выдвигались обществом, и средств, которые это общество предлагало для их достижения. В рамках направления, которое базируется на теории конфликта, утверждают, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, когда они основываются на нормах другой культуры. К примеру, преступника рассматривают как носителя некой субкультуры, которая по своей сути конфликтна по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Некоторые современные отечественные социологи считают, что источниками девиации стали социальное неравенство в обществе, различные возможности удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Однако различные формы девиантного поведения взаимосвязаны между собой, при этом один негатив усиливается другим. К примеру, алкоголизм может способствовать усилению хулиганства.

Маргинализация — одна из причин девиаций. Главный ее признак — это разрыв социальных связей, причем в классическом варианте сначала рвутся экономические и социальные связи, а потом уже и духовные. Характерной чертой социального поведения маргиналов стало снижение уровней социальных ожиданий и социальных потребностей. Следствием маргинализации становится примитивизация отдельных сегментов общества, которая проявляется в быту, производстве, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различных социальных патологий: алкоголизма, наркотической зависимости, ростом психических заболеваний, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество представляют особый образ жизни (например, отказ от участия в общественно полезном труде, ориентацию лишь на нетрудовые доходы), на сегодняшний день получили достаточно широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность от девиаций подобного рода заключается в том, что данный слой населения часто выступает в роли посредника при распространении наркотиков, совершении краж и других преступлений.

Девиантное поведение в современном обществе обладает некоторыми особенностями. Оно все в большей степени становится рисковым и рациональным. Основным отличием девиантов, которые сознательно идут на риск, от авантюристов, которые делают опору на профессионализм, является вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самореализации, самоактуализации и самоутверждению личности.

Замечание 2

Зачастую девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, которое характеризуется внутренней борьбой и внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирается прежде всего теми, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной ситуации, чья индивидуальность подавлена, личностные стремления блокированы. Эти люди не в состоянии сделать карьеру и изменить свой социальный статус, поскольку считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если проявления того или иного вида девиации приобретают устойчивый характер, становятся нормой поведения для многих, то общество должно пересмотреть принципы, которые стимулируют отклоняющееся поведение либо провести переоценку социальных норм. Иначе девиантное поведение может стать нормой для нашего общества. Во избежание широкого распространения деструктивной девиации нужно:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • соблюдать социальное равенство перед законом;
  • совершенствовать законодательство в соответствии с новой социальной реальностью;
  • стремиться к адекватности преступления и наказания.

Причины появления девиантного поведения

Таких причин можно найти много. И очень часто они носят характер не только социальный, но и психологический. Нередко отклонения в виде склонности к алкогольным напиткам и наркотическим веществам передается по наследству – от родителей к детям.

Социальными же причинами девиации являются несогласованность между принятыми общественными ценностями и реальными отношениями в обществе; несоответствие целей и средств, выдвигаемых обществом. Также девиантное поведение может быть вызвано существенными различиями между различными социальными группами.

Причиной отклоняющегося поведения можно назвать и маргинализацию. Маргиналы – это внеклассовые индивиды; люди, вышедшие из одного класса, но так и не примкнувшие к другой социальной группе. При маргинализации происходит разрыв между связями экономическими, социальными и духовными. Чаще всего маргиналами становятся люди, разочаровавшиеся в способах реализации социальных потребностей общества.

Особой популярностью в современном мире пользуются такие формы девиантного поведения, как попрошайничество и бродяжничество, отказ от общественно-полезных работ и труда, поиск работы, не требующей усилий. Такие девиации опасны: нередко люди, ища более легких путей, встают на тропу наркомании и начинают распространять наркотические вещества, грабят банки и другие учреждения, квартиры.

В основе девиантного поведения лежит человеческая сознательность: люди осознают весь риск собственных действий, но все равно совершают отклоняющиеся от норм проступки. Они рассчитывают собственные действия, выверяют и взвешивают каждое принятое решение. Они не верят в случай или в то, что им повезет благодаря судьбе – они полагаются только на себя и свои собственные силы.

Аддикция – стремление индивида любым способом избежать внутреннего конфликта, дискомфорта, появляющегося вместе с внутренней борьбой. Именно поэтому за счет девиации у многих людей и происходит самореализация личности, их самоутверждение за средства других. Они не могут реализовать свои цели и мечты легальными способами: они не видят таких путей решения, гораздо более сложных, чем девиантные.

Когда девиантное поведение перестает быть чем-то не соответствующим устойчивым взглядам людей, происходит пересмотр и переоценка общественных ценностей. В противном случае, отклоняющееся поведение рискует стать общепринятой нормой поведения.

Одной из самых важных причин появления в обществе отклоняющегося поведения – социальное неравенство между социальными группами. У всех людей одинаковые потребности (в пище и одежде, в жилище и безопасности, в самореализации), однако, у каждого слоя населения разные возможности для их осуществления.

В современной Российской Федерации существует огромная пропасть между богатыми и бедными. Именно это и послужило одним из следствий революционной деятельности партии большевиков в начале двадцатого века. Их методы тоже считаются отклоняющимися, и они были направлены на уравнение в государстве имущества всех граждан: они конфисковали имущество у богатых граждан, в тридцатые годы прошлого века проводилась активная политика раскулачивания – конфискация излишков имущества у кулаков — зажиточных крестьян. Способы осуществления этой политики были крайне жестокими, насильственными. Именно в двадцатом веке зародилось понятие «тоталитаризм».

Отклоняющееся поведение происходит и благодаря природным катаклизмам. Когда психика человека нарушается, ему легче принять девиантные нормы и следовать им.

Общая характеристика

Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих. Оно также иллюстрирует психическое здоровье человека. Следовательно, «ненормальное» поведение отклоняется от общепринятых норм и может быть иллюстрацией психических заболеваний.

Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором – как наличие «здоровых» симптомов.

С точки зрения социальной психологии асоциальное поведение является способом вести себя определенным образом, не беря во внимание общественные нормы. Эта формулировка связывает девиацию с процессом адаптации к обществу

Так, девиация среди подростков обычно сводится к формам неуспешной или же неполной адаптации.

Социологи используют несколько иное определение. Они считают признак нормальным, если он распространен в обществе более чем на 50 процентов. Таким образом, нормальными поведенческими реакциями называют те, которые характерны для большинства людей. Следовательно, девиантное поведение проявляется у ограниченного круга людей.

С точки зрения медицины девиантное поведение не относится ни к медицинским терминам, ни к формам патологии. В составе его структуры лежат психические расстройства, реакции на ситуации, нарушения развития и акцентуации характера. Однако далеко не каждое психическое расстройство сопровождается отклоняющимися симптомами.

Психология и педагогика определяют девиантное поведение как способ действий, который причиняет личности вред, усложняет ее развитие и самореализацию. У детей такой способ реагирования имеет возрастные ограничения, а само понятие применяется к детям старше 7 лет. Дело в том, что ребенок младшего возраста не может в полной мере понимать и контролировать свои поступки и реакции.

На основе различных подходов можно сформулировать общее определение девиантности. Итак, девиантность – это уверенный способ действий, который отклоняется от социальных стандартов, причиняет индивиду ущерб и отмечается социальной дезадаптацией.

Отклоняющееся поведение личности

Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости.

Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.

Выделяют следующие виды социальных норм:

  1. нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;
  2. нормы традиций и обычаев.

Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью).

Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций.

Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации.

По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм.

Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Причины и мотивы асоциального поведения

По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием также большого количества факторов, к числу которых относятся:

Наследственность. Воспитание в рамках семьи накладывает большой отпечаток на то, как себя ведет человек в будущем. Это значит, что первичная социализации обладает очень сильным влиянием, и от нее зависит благополучие человека, возможности его развития и становления как личности в более зрелом возрасте;
Среда проживания человека. Она формирует личность человека, поскольку определяет его менталитет и возможные стереотипы, которые влияют на его мировоззрение

Также очень важно то, проживает ли человек в рамках сельской местности, или на территории большого города (мегаполиса). От этого будет зависеть его мироощущение, мировосприятие, стремление добиться чего-либо в зависимости от личных интересов и возможностей;
Собственная практическая деятельность человека – его профессиональный статус, роль в жизни общества

Деятельность человека определяет его мотивы и цели, а также возможности их достижения (законным или неправомерным путем).

Среди факторов, которые определяют девиантное поведение человека, также выделим несколько наиболее значимых.

Во-первых, биологические факторы – это те факторы, которые отражаются в существовании неблагоприятных физических и анатомических особенностей человека. Они могут в некоторой степени затруднять жизнь человека, его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые требуют коррекции, в том числе медицинской: генетические факторы, психофизиологические и физиологические отклонения.

Второй вид факторов – психологические. Они включают в себя наличие у человека в раннем возрасте психопатии или отклонений в отдельных чертах личности и характера. Отклонения могут отражаться в психических заболеваниях, серьезных заболеваниях нервной системы, пограничных состояниях и неврастении, при которых человек не может до конца адекватно оценивать свои поступки, и поэтому совершает множество противоправных действий. Такие люди легковозбудимы, их достаточно просто спровоцировать на неправомерные действия, которые могут закончиться увечьями или убийством.

Причины девиантного поведения следует определять в соответствии с видами такого поведения.

Деструктивное девиантное поведение возникает в связи с тем, что человек сам себе наносит вред, нарушая всевозможные правила поведения и жизни. Они не соответствуют нравственным и социальным нормам, поэтому отличаются конформизмом, накопительством и мазохизмом. Асоциальное поведение причиняет вред и личности, и социальным общностям. К ним может относиться семья человека, его друзья, коллеги по работе или простые прохожие, которые случайно оказались в поле зрения человека.

Причины противоправного поведения чаще всего заключаются в том, что человек стремиться заполучить что-либо незаконным путем. Иногда ему лень добиваться успеха добропорядочным естественным путем, он не хочет тратить время на самосовершенствование, воспитание своего характера, не стремится становиться лучше. Это приводит к тому, что он пользуется любыми способами, только не теми, которые в действительности могли бы каким-либо образом благотворно повлиять на его жизнь. Он может организовывать противоправную деятельность, совершать поступки, которые полностью отрицают общие нормы и ценности, лишь бы скорее и без особых усилий добиться желаемого результата. Отсюда следует вывод о том, что девиантное поведение человека может развиваться по причине его внутреннего конфликта, психических отклонений, а также по причине того, что он не хочет добиваться желаемого результата, используя для этого традиционные методы и формы поведения. Девиация таким образом – не только причина, но еще и следствие ненормального образа жизни.

Характерные черты

Позитивное отклоняющееся поведение часто связано с сильным увлечением человека какой-то сферой.

Свойственно желание доказывать свою точку зрения до победного конца — то, что мы называем гениальностью или одаренностью. 

Пример

Люди. которых мы называем гениями, вундеркиндами, неординарными личностями, имеют непревзойденные способности в какой-то сфере науки или искусства и сильно ею увлечены. Их психика нацелена на решение задач, классифицируемых как «высокие». Например, создание новых приборов или музыкальных произведений. Внешне это выглядит как зацикленность на любимом деле. Однако психика таких людей устроена по-особенному. Они существуют одновременно в двух мирах, причем важнее для них внутренний, а основной для всех остальных внешний идет фоном, незначим. Поэтому такие люди не могут решать простые на взгляд большинства задачи или игнорируют необходимые, по общему мнению, потребности.

Пример

Положительными девиантами могут быть не только люди с особенными способностями, но и с зацикленным на одной сфере интересом. Монахи тоже ставят внешний мир на второе место, неохотно идут на контакт, живут обособленно. Они не несут в мир негатива. Наоборот, часто развивают в себе сильную эмпатию и помогают тем, кого обычные люди могут обойти стороной — занимаются с бездомными, едут на миссии в места массового заражения опасными болезнями и др.

Такие типичные проявления поведения гениев в обычной жизни характеризуют позитивную девиацию.

Отказ от создания семьи

К такому решению люди с отклоняющимся поведением приходят легко. Причина все та же: внутренний мир для них важнее, с внешним стараются связываться как можно меньше

Поэтому долгосрочные отношения с людьми завязывать не могут, не способны уделять внимание чему-то или кому-то еще. Им свойственна направленность исключительно на избранную сферу

Вопрос выбора между семьей и делом жизни для таких людей не стоит вообще

Это важно учитывать людям, которые хотят связать жизнь и создать семью с таким человеком. Его супругу\супруге придется тянуть на себе весь груз бытовых забот, воспитание детей и при этом мириться с тем, что главный фокус второй половины никогда не будет направлен на него\нее

Немногие соглашаются взять на себя такое бремя. Поэтому гении зачастую одиноки. Но их это не тяготит так, как людей с нормальной девиацией.

Монахи сознательно отказываются от семьи по тем же причинам: это не так важно для них, как то дело, которому они посвятили свою жизнь, и тот мир, в который они верят

От бытового комфорта

Также легко такие люди отказываются от некоторых необходимых на взгляд большинства людей бытовых удобств.

Гении могут не замечать, что не ели или не мылись уже 3 дня или что их ногти и волосы не в порядке.

Монахи живут в очень простых условиях, мало времени уделяют сну, отдыху, скудно питаются, одеваются просто и однообразно, могут не поддерживать достаточно теплую температуру в помещении, сознательно лишая себя этих первичных для обычного человека потребностей.

Те и другие часто отказываются от признания своих достижений, от премий, званий, титулов, денег, славы и известности

Это внешнее, поэтому тоже для них неважно

Низкая практичность в повседневных вопросах

Гении являются первоклассными специалистами в избранной сфере. Но при этом могут не знать, как пользоваться бытовыми приборами или как покупать продукты в магазине. Это очень типично для позитивных девиантов.

Монахи, те, которые именно являются девиантами, часто тоже не умеют делать простые вещи: пользоваться мобильным телефоном или компьютером, выбирать себе одежду, готовить. Потому что в своей обычной жизни они этим не занимаются. 

Специфика подросткового возраста

Дети подросткового возраста имеют свои особенности. Прежде всего это маргинальное положение (переход от детства к взрослости), усвоение новых социальных ролей, зависимый или полузависимый статус, формирование ценностей.

Среди особенностей поведения и менталитета:

  • жажда деятельности;
  • амбициозность;
  • специфическое понимание себя и мира (противоречивое и двоякое отношение);
  • взаимосвязанность, совместная активность и групповая саморефлексивность;
  • групповое сознание;
  • максимализм;
  • демонстрация смелости и оригинальности;
  • стремление к идеальному;
  • развитие личной рефлексии;
  • восприимчивость к любой информации и любым ее объемам;
  • критичность мышления;
  • поиск альтернативных вариантов и своей позиции;
  • становление субъектной реальности;
  • множественность социальных выборов.

Ведущий вид деятельности подросткового возраста – межличностное общение со сверстниками. Однако Л. И. Фельдштейн ведущей называл общественно-полезную деятельность. А общение со сверстниками, согласно автору, становилось главным при невозможности реализации первой деятельности.

В этом возрасте происходит конфликт теории подростка (активная ценно-созидательная деятельность) и практики предыдущего возраста (неполная включенность в общество).

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Нужно ли говорить, что только на фоне естественных возрастных изменений нелегко избежать девиаций? Все особенности возраста можно назвать личностными факторами девиантного поведения. А уж если еще негативные внешние факторы присоединятся…

Итоги

Как мы видим, главная общая характеристика детского и подросткового возраста – активность, стремление к признанию, тяга к самостоятельности и чувство коллективизма. Эти характеристики говорят о том, что дети и подростки готовы и хотят быть полезными и социально активными. Нужно лишь уметь вовлечь их в полезное дело, научиться грамотно объединять молодых людей и ставить перед ними задачи.

Если дети найдут рациональный выход своей энергии, то о девиантном поведении не будет и речи

Но конечно, важно подкреплять это хорошими семейными отношениями. Иногда для этого может понадобиться индивидуальная или семейная психотерапия

Учитывая описанные ранее критерии и принципы профилактической работы, а также психофизиологические особенности детей и подростков, можно сказать, что молодежная субкультура имеет большой воспитательный потенциал для профилактики и преодоления девиантного поведения. К слову, большинство детей и подростков оказываются вовлечены в субкультуры. Вопрос в том, в какой группе окажется ваш ребенок, и чему она будет его воспитывать?

Итак, работа с ребенком или подростком по исправлению девиантного поведения должна базироваться на следующих положениях:

  • определение специфики характера, разрушение отрицательных черт и становление положительных;
  • перестройка мотивов и самосознания;
  • перестройка жизненного опыта (уклада, образа, режима);
  • предупреждение отрицательного опыта и стимулирование положительного.

В заключение, как всегда, рекомендую литературу. Книга «Психология девиантности: Дети. Общество. Закон: монография» под редакцией А. А. Рейна. В работе вы сможете найти подробное описание феномена девиантного поведения (виды, формы, мотивы, причины, динамика и другое), личности ребенка и подростка. Также подробно рассмотрены отдельные девиации, например, суицид, воровство и сразу представлены рекомендации по коррекции поведения. То есть в книге вы сможете подобрать актуальную именно для себя информацию.

Кроме этого, советую прочитать еще несколько моих работ по теме девиантности: «Теории девиантного поведения», «Девиантное поведение: виды, причины, проявления», «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

Посмотрите видео и узнайте, как можно помочь детям с девиациями и перенаправить активность детей и подростков в нужное русло.

https://youtube.com/watch?v=ajtW19C3yDM

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий