Нигилист

Литература

  • Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
  • Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
  • Гуляихин В. Н.Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
  • Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
  • Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании – социализм, коммунизм и нигилизм – о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
  • Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
  • Пигалев А. И. Философскии нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.
  • Ницше Ф.Человеческое, слишком человеческое.
  • Ницше Ф.Воля к власти
  • Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
  • Ткаченко С. В.Миф о правовом нигилизме как один из методов информационной войны.
  • Ткаченко С. В.Рецепция Западного права в России: проблемы взаимодействия субъектов : монография. — Самара, 2009.
  • Россинская Е. Р.Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. Составитель Е. Р. Россинская, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
  • Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
  • Гуляихин В. Н.Психосоциальные формы правового нигилизма человека // NB: Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108—148.
  • Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
  • Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании — социализм, коммунизм и нигилизм — о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
  • Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
  • Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.
  • Ульянов В. А. Развитие нигилизма в Новое и Новейшее время: теоретический аспект // Омский научный вестник. — Омск, 2009. № 2 (76).

Предлагаем ознакомиться Таблетки от волнения и тревоги. Какие таблетки от страха и тревоги предлагает стационарная и народная медицина в решении проблем. Диагностика тревожных расстройств

В чём суть нигилизма

► Приверженцам этой философии присуще ясное понимание и чёткое изложение своих позиций. Они следуют законам логики и подчиняются определённым принципам.

Принципы нигилизма:

️ Бога нет, как и другой высшей силы, управляющей судьбами людей, поскольку нет неопровержимых доказательств её существования;

️ Морали и нравственности тоже не существует, всё это плод социума, созданный ограничивать свободу;

️ В жизни нет ничего важнее, чем всё остальное.

► Взгляды нигилистов подразумевают непреклонное следование фактам и скептицизм. Это даёт возможность не принимать что-то на веру, без доказательств и логического объяснения. Ещё одна черта, присущая нигилистам – рационализм. Они не приемлют вкладывание смысла в рутинные вещи и действия, полагая, что миру не нужны люди и их «выдуманные» идеалы.

► Изучая литературные произведения классиков и их героев, а также наблюдая за приверженцами философии в наши дни, исследователи выделили сильные и слабые стороны нигилизма. Впрочем, все достоинства и недостатки относительны и быстро меняются местами в определённых обстоятельствах. Поэтому разделение на плюсы и минусы имеет условный характер.

► Стоит отметить, что одна из главных черт нигилизма – его практичность и рациональность, как было сказано выше. Это служит залогом внутренней целостности личности. Человеку, идущему к цели, ничего не мешает – он собран, сосредоточен и отметает все сомнения и лишние мысли.

► Именно поэтому задуманное осуществляется с максимальным эффектом. В данном случае это непросто способ достичь цели, это жизненная необходимость. Любое зерно сомнения, посеянное в мыслях у нигилиста, напрочь лишит его сил для достижения цели. Упорство, сила воли и целеустремлённость в сочетании с рационализмом – эти качества можно условно назвать положительными.

► К недостаткам философии можно отнести тот же рационализм, возведённый в абсолют. Отметая всё ненужное, носители идей приобретают чёрствость и бесчувственность. Они перестают замечать то прекрасное, что есть вокруг и превращаются в холодных исполнителей. Для них чужды высокие полёты поэзии, порывы чувств, красота окружающего мира. Холодный разум побеждает, истощая внутренне богатство, уничтожая эмоциональную составляющую духовного мира.

► В итоге нигилистические идеи могут привести к эмоциональному истощению и депрессии. Отрицание чувств лишь ставит им заслон, но не в состоянии их уничтожить. Психика – сложный инструмент, которым невозможно управлять одним лишь разумом. Человек имеет сознание, эмоции, чувства, мысли и способность мыслить. Всё это находится в определённом равновесии. При его нарушении происходит внутренний дисбаланс и приобретение психологических проблем.

► Именно этим опасен нигилизм и его последствия. Философия хороша как временное явление для подростков и юношей, которые используют её для самовыражения. Данный период в жизни должен иметь свои рамки, и повзрослевший человек рано или поздно выходит из него, набравшись опыта и приобретя ценные качества. Печально, если это длится годами.

► В таком случае личность лишается многих жизненных ценностей и делает это добровольно. Нормальным людям свойственно жить с эмоциями, испытывать и выражать чувства. Если их отрицание происходит успешно, и личность живёт одним лишь разумом без эмоций, это может означать не просто мировоззрение, но и глубокие психологические или даже психические проблемы. К счастью, нигилизм бывает разных видов и обычно затрагивает какой-либо один аспект жизни (исторический, географический, религиозный и т. д.).

Определение понятия

Нигилизм – что это такое и каково значение слова? Оно образовано от латинского nihil, что переводится как «ничто». Нигилизм – это отрицание и разрушение существующих в обществе норм, систем, порядка. Феномен изучали и продолжают изучать в философии, истории, социологии, психологии. И в разных науках этому понятию дают разное определение:

  1. Нигилизм в истории – это отрицание всех норм, принципов и законов, созданных человечеством, полный скептицизм.
  2. Нигилизм в литературе – это проявление нонконформизма, стремление выйти за рамки системы, привычного уклада жизни.
  3. Нигилизм в философии – это отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры и т.д.
  4. Нигилизм в психологии – это защитный механизм психики, при котором человек стремится разрушить мир, чтобы тот не разрушил его.

История возникновения

Впервые о нигилизме заговорили в средние века. Так называли учение, которое отвергало человеческое естество Христа. Позже понятие стало популярно в западной философии. Сначала оно также было связано с религией, а затем под нигилизмом стали понимать философию жизни, согласно которой сама жизнь не имеет никакого смысла. Изучением проблемы занимались Ф.Г. Якоби, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер.

В психологии нигилизм стали изучать после того, как он отделился от философии в самостоятельную науку (1876 год). Особый вклад в изучение проблемы внесли Э. Фромм и В. Райх. Фромм полагал, что нигилизм – это защитный механизм психики. Столкнувшись с проблемами адаптации и самореализации, человек стремится разрушить мир, чтобы тот не разрушил его. Райх рассматривал нигилизм как невроз характера и защитный механизм.

Распространение нигилизма в России больше связано с литературой. Именно там это явление описывали максимально подробно. Впервые это понятие использовал Н.И. Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» (1829 год). Во второй половине XIX века в России называли нигилистами тех, кто отрицал религию и нормы морали, хотел разрушить существующий общественный строй. Как правило, речь шла о революционерах. В западной литературе термином «нигилизм» даже обозначали русское революционное движение.

Определение понятия

Несмотря на то, что достаточно часто можно услышать слово нигилисты, не все знают, что оно означает. Походит с латинского языка, переводится, как «ничто». Это человек, который состоит в определенном течении, субкультуре, отрицает идеалы, нормы, принятые обществом. Нигилистов можно встретить среди творческих личностей, имеющих нестандартный тип мышления, о них можно услышать в источниках массовой информации, в литературных произведениях.

Нигилист отрицает стереотипы, нормы морали и правила. Такая мировоззренческая позиция является противоречивой, зачастую конфликтной. Она имеет право на существование, однако, не одобряется обществом.

В разные исторические эпохи определение нигилизма имело несколько отличительные значения. Впервые о нем заговорили в средневековую эпоху, нигилизм рассматривался в качестве определенного учения, которое представлял папа Александр III. В Германии данный термин был использован писателем Якуби, который рассматривал его, как философское направление. Ницше был нигилистом, был убежден в несостоятельности христианского Бога, противился идеям прогресса.

На сегодняшний день можно найти, как приверженцев нигилизма, так и его противников. Кто-то в данном явлении видит патологическое состояние, и противостояние ему считает необходимым, кто-то является приверженцем этой идеи.

Нигилисты не верят в такие ценности, как искусство, любовь, природу. Однако, нравственность человека всегда основывается на таких понятиях. Каждый индивид обязан осознавать, что в окружающем мире присутствуют ценности, жить без которых не представляется возможным. А именно любовь к людям, к жизни, желание получать удовлетворение от своего существования, быть счастливым. Человек, увлекающийся нигилистскими взглядами, со временем может осознать ошибочность своих мнений, неправильность суждений.

Нигилисты могут отрицать духовную жизнь, семейные ценности, нравственные принципы. Они не хотят признавать понятия, входящие в фундамент существования социума. Каждый человек должен понимать, что эти основы важны для нормального существования среди людей.

Основные положения

Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.

Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.

Природа для Базарова – всего лишь мастерская, а не что-либо иное, способное принести моральное удовлетворение. Для биолога и медика Евгения природа была некой средой, где он проводит свои опыты.

Искусство главный герой отрицает, считая, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик» в несколько раз лучше любого произведения искусства.

Сочинение на тему в чем сила и привлекательность базарова

Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные опасения. В этом проявлялась не столько либеральная ограниченность Тургенева, сколько прозорливость его как писателя-реалиста. Не случайно как в тексте произведения, так и в высказываниях, статьях, письмах писателя все время ощущается некая двойственность, неопределенность в отношении автора к герою. Тургенев писал А. А. Фету: * «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». В другом письме Тургенев высказывался более определенно: «Мне металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего,— мне метался какой-то странный препарат с Пугачевым…»

Странное соответствие с Пугачевым само по себе чрезвычайно показательно и важно при выяснении авторского отношения к такому герою. Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева

Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины… Трагизм Базарова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой, когда, по справедливому наблюдению Ю. В. Лебедева, * «конфликт романа из внешнего (Базаров и аристократия) постепенно переводится во внутренний план, в душу героя…», и чем дальше, тем сильнее проявляется душевное одиночество Базарова — даже в общении с Аркадием, даже в родительском доме. Его смерть должна была, по замыслу автора, «наложить последнюю черту на трагическую фигуру». Тургенев наделил Базарова нетерпимостью ко всему прошлому не потому, что он искажал действительность. В действительности были такие «нигилисты» в русской жизни, и писатель всеми силами души, всем своим талантом стремился предупредить своих читателей о драматических последствиях пренебрежительного отношения к тем духовным ценностям, которые были выработаны в прошлом. Ведь и природа не только мастерская, как утверждает Базаров, но и храм. Речь идет вообще обо всей полноте человеческого существования, человеческих взаимоотношений, о любви, которую Базаров попытался, было свести к физиологии, но именно тут-то и потерпел самое сокрушительное поражение, потому что редко кто из тургеневских героев смог достойно пройти испытание любовью. Базаров не был здесь исключением, хотя его поражение, естественно, зависело от совершенно иных причин, чем, например, поражение Рудина. Вот почему в последние годы советские литературоведы выдвигают на первый план в романе Тургенева очень важную и сегодня идею органической преемственности культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими. Общественное и историко-литературное значение романа. «Отцы и дети» — одна из вершин художественного мастерства писателя. Накал споров о романе сам по себе свидетельствовал, что он никого не оставлял равнодушным, а это является верным признаком действенности произведения. Как и в других тургеневских романах, содержание «Отцов и детей» разворачивается в ограниченном пространстве и всего лишь на протяжении нескольких недель. Но это не помешало писателю дать целую картину русской жизни — более широкую и объемную, чем в его предшествующих произведениях. Важное место в романе занимают идейные споры, которые становятся важным структурным элементом его. Герой, представляющий русскую демократическую молодежь со всеми достоинствами и недостатками, силой и слабостью, знаменовал собой начало нового этапа в истории русской литературы. Во многих произведениях последующих десятилетий будет продолжена художественная разработка проблем, образов, мотивов, впервые поднятых Тургеневым. В литературе роману подражали, с ним резко спорили (как, например, Чернышевский в «Что делить?» но в любом случае уже невозможно было пройти мимо тех Художественных открытий, которые совершил Тургенев. Другой великий русский писатель, Достоевский в 1863 г. с сочувствием упоминал «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на в эгоизм».

Что такое нигилизм?

Дословный перевод этого слова, уходящего корнями в латынь – «ничего», «ничто», мы понимаем это «ничто» как отрицание всего общепринятого, отсутствие идеалов, правил и норм, но это не анархия, также не признающая устоев, поскольку в нигилизме нет политической составляющей. И как любое социальное явление, нигилизм в разные периоды своего проявления проявлялся разными течениями.

  • Начальным периодом нигилизма принято считать времена Средневековья, когда он выступал особым учением. Также упоминается в качестве проявления нигилизма отрицание человеческой сущности Иисуса Христа, которое проповедовал схоластик Петр Ломбардский.
  • Распространяясь как течение, нигилизм проник в западную культуру, где представителем нигилизма считается немецкий писатель и философ Фридрих Якоби, приверженцем нигилизма стал и Фридрих Ницше, отрицавший прогрессивные идеи и считавший христианские божественные догмы иллюзорными.
  • Основными тезисами нигилизма являются утверждения, построенные на отрицании: существование высших сил не доказано, понятия нравственности не объективны, не может отдаваться предпочтению действию одного человека перед другим.

Правовой нигилизм

Юридическим нигилизмом называется непринятие права в качестве социального института, отвержение системы норм поведения, которая в состоянии успешно управлять взаимоотношениями людей. Подобный юридический нигилизм состоит в отвержении законов, что впоследствии может привести к действиям противоправного характера, анархии и в целом будет тормозить формирование правовой системы государства.

Данный вид нигилизма характерен, как для социума в целом или социального коллектива, так и для отдельной личности.

Юридический нигилизм бывает спонтанным либо стойким. Истоки недоверия к правовой системе корнями уходят в предубеждение против государственной власти, видение законов в качестве приказов, указаний со стороны власть имущих, безнаказанность должностных фигур, пороки правосудия, расхождение законов и действительности. Подобное мнение во многом обусловлено несовершенством и двойственностью законодательной базы, неспособностью власти ликвидировать преступность, гарантировать населению соблюдение их прав, защитить от произвола чиновников. Зачастую беззаконие совершается либо от имени закона, либо с его молчаливого позволения, формально прикрывающего преступные намерения или интересы частных лиц.

Правовой нигилизм его формы и пути преодоления

Нигилисты характеризуются различной степенью интенсивности отношения к законодательной базе и правовому институту в целом. Поэтому выделяют следующие формы нигилизма: активную и пассивную. Первая форма заключается во враждебном отношении к законодательной базе, пропагандой нигилистского мировоззрения среди широких масс (анархизм). Вторая – характеризуется недоверием правовому потенциалу, отрицанием его положительного значения в социуме.

Кроме этого, различают бытовой правовой нигилизм, тесно связанный с непониманием или незнанием законов, философский, связанный с выстраиванием личностью мировоззрения, отрицающего социальную роль права.

Одновременно с этим данный вид нигилизма нередко отмечается у субъектов, которые активно сотрудничают с правом, воспринимая его в качестве чисто номинального института, поскольку в реальности для осуществления собственных целей используют коррупцию и злоупотребление властью.

Выделяют следующие пути преодоления нигилизма: широкая пропаганда правосознания, правовое воспитание, рост уровня культуры населения, предотвращение правонарушений, в первый черед, криминального характера, совершенствование законодательной базы, массовое правовое просвещение, упрочение законности и государственной дисциплины, подготовка высококвалифицированных юристов, уважительное отношение к человеку, соблюдение прав и свобод и другое.

Таким образом, правовой нигилизм его формы и пути преодоления заключаются в изменении сознания людей, реформировании экономики и социальной отрасли государства, максимальное приближение законодательной базы к соблюдению интересов всех слоев населения, реформирование судебной деятельности для поднятия авторитета и роста доверия правосудию и др.

Преодоления данного вида нигилизма довольно длительный процесс, который затрагивает видоизменение объективных условий существования социума, целеустремленную мировоззренческую, организационную работу, организацию комплекса специальных и юридических мер. Другими словами, комплекс таких мер должен, в первый черед, быть ориентированным на создание качественно новой социально-правовой среды и вселение в людей веры в правовые каноны.

Формирование новой системы политических ценностей является важнейшей политической предпосылкой обретения победы над правовым нигилизмом.

Плюсы и минусы нигилизма

Данная философия – проявление скептического отношения человеку к миру. Она помогает определять социальное поведение и имеет скорее негативную окраску, потому что нигилистический скептицизм неизбирателен, но есть в нем и определенные преимущества. Иногда борьба с действующими правилами и нормами приносит немало пользы и позволяет обществу активнее развиваться.

Плюсы нигилизма

Кто-то скажет – нигилистический бред, но приверженцы этой философии видят для себя в ней ряд неоспоримых преимуществ. Выглядят последние так:

  1. Принцип деятельности нигилистов открывает личности возможность громко и уверенно заявить о себе, поделиться с миром собственным мнением.
  2. Такая философия поддерживает индивидуальные качества каждого человека.
  3. Оспаривание принятых принципов, практик, норм существенно повышает вероятность совершения новых революционных открытий.

Минусы нигилизма

Поскольку ни одно философское течение не является совершенным, недостатки у нигилизма тоже имеются

Противники идеологии отдельно акцентируют внимание на следующих минусах:

  1. Принципы нигилистов тесно связаны с категоричностью, что не всегда уместно и порой может принести вред самому человеку.
  2. Из-за острого скептического настроя люди, пропагандирующие данную философию, иногда «заигрываются» и не могут быть объективными – посмотреть шире, выйти за рамки взглядов (которые иногда бывают ошибочными).
  3. Нигилизм, делает своих приверженцев в некотором роде асоциальными людьми. Окружающим трудно понимать беспросветных скептиков и уживаться рядом с ними.

Как выглядит нигилист и нигилизм в реальной жизни и в литературе


На территории России определение нигилизма появилось в 1829 году. Первым, кто использовал этот термин, был Надеждин Н.И. В более позднее время нигилизм указывался в произведении Берви В.В. Более широкую известность нигилизм в таком виде, в котором мы его знаем, приобрел в романе Тургенева И.С. «Отцы и дети». Известность данного произведения позволило термину нигилизм превратиться в крылатое выражение. В современном обществе нигилистом можно часто встретить в реальной жизни, а также и в литературе. Несомненно, в литературе наиболее ярко и полно термин нигилизм описал Тургенев в своем произведении. С помощью главного героя как нигилиста автор донес до читателя весь смысл этого понятия, и последствия такого поведения. Этот роман тал очень востребованным и приобрел своих поклонников. По истечению времени значение слова нигилизм стал включать в себя все больше значений. К ранее установленным принципам добавляется отрицание авторитетов и сомнение в правовых возможностях граждан.

Нигилизм как направление в основном встречается в России и других странах постсоветского пространства. В западных странах нигилизм как философское движение почти не существует и проявляется в единичных случаях. Нигилизм в России появился в начале 60-х годов 19 столетия. Яркими представителями этого направления были Чернышевский, Писарев и Добролюбов. К более поздним представителям нигилистического движения можно отнести В.И. Ленина. Некоторые черты его поведения и взглядов позволяют отнести его к таким последователям.

Помимо представителей российского нигилизма, наиболее известным является немецкий философ Ницше. Он был ярым нигилистом во всех отношениях. Его мировоззрение и убеждение основано на обесценивание высоких ценностей и отрицании Бога. Помимо всего этого он отрицал необходимость сострадание человека к другому и принимал наличие такого качества за слабость. По его определению идеальным является злой и эгоистичный человек, который не способен к сопереживанию и сочувствию.

Основные психологические проблемы нигилистов

  • Нигилизм практически превратился из учения в мировоззрение, которое формирует как взгляды и суждения, так и действия с поступками. Именно понятие нигилизма дало возможность многим выставлять свои проблемы как нарочитый эпатаж. Это проявляется во многих аспектах. К примеру, в демонстративном, пренебрежительном стиле и манере одежды, поведении в обществе. В этом кроется один из способов ухода от проблем бескультурья, бедности и т.д. Грубость и бестактность, подаваемые как проявления нигилизма, на самом деле часто объясняются элементарным отсутствием воспитания, а выставляемая напоказ небрежность в одежде, скрывает под собой невозможность надеть на себя то, что хотелось бы.
  • Одним из стремлений нигилистов является стремление расчистить старое для того, чтобы дать место новому. С точки зрения психологии такой подход, напротив, может свидетельствовать о невозможности создать это самое «новое». Вероятно, поэтому среди взглядов и теорий нигилизма практически нет созидательных – они только отрицают существующее, не предлагая созидания. И даже систему устройства общества нигилисты предлагают свести к принципам существования животного мира, а именно – к естественному отбору, когда сам собой выживает сильнейший, и не требуется развития личности – для выживания достаточно оставаться маргиналом.
  • Вопрос взаимоотношения полов в нигилистических учениях также решается упрощенно. Чем воспринимать женщину именно женщиной, требующей уважения и деликатности, куда легче представить ее как равного себе друга, товарища, коллеги. Как ни парадоксально, но в такой трактовке нигилистов есть и прогрессивная составляющая. Женщина не рассматривается, как кухарка, домохозяйка, прачка, обязанная выполнять исключительно «женские обязанности».


Женщина не кухарка, а требует уважения

Часто нигилист отвергает господствующие в социуме ценности, считая их не имеющими права на существование, поскольку вокруг царит несправедливость. Это своего рода попытка разрешения социального конфликта.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий